Был Ораза Айт. В мечеть зашел человек лет пятидесяти.
– Дорогой мулла! Просьба: моя мать сидит в машине. Она хотела вам кое-что сказать, – сказал он.
– Конечно, идемте, – ответил мулла, и оны вышли на улицу.
– Ассаламу алейкум, сынок! Я читаю намаз. Сделала операцию на ноге. Не могу зайти в мечеть. В двух мечетях раздала садака. Прочитай Коран во имя моих предков, – воскликнула пожилая женщина.
– Хорошо, апа! Да будут угодны Аллаху ваши намерения! – сказал мулла и прочитал Коран.
– Спасибо, сынок! Да будет с тобой спокойствие. Пусть Аллах примет наши молитвы! – поблагодарила она и дала свое благословление. Сын молча стоял в сторонке и с покорностью слушал свою мать. Весь его вид говорил об особом уважении к ней.
Пять-шесть лет назад до этого в мечеть пришла опечаленная мать. С ней был ее 20-летний сын.
– Это мой сын. Его отец умер. Я воспитываю его одна. Мой сын был послушным, добрым. Всегда защищал меня. Каждый четверг пекли лепешки и читали Коран. Я сказала ему: «Ты мужчина в доме. С этого дня будешь сам читать Коран». Он начал учить Коран, уделять больше внимания религии. Сначала я радовалась. В один день стал говорить: «Это грех. Ширк. Я не буду читать Коран духам предков. Они сами должны были читать, когда были живыми». Скажите мне, что это? Я думала, мой сын получает духовное образование. Но, кажется, я теряю его, – с горечью произнесла женщина.
Мы поговорили с парнем. И нам стало известно, что он в интернете слушал проповеди представителей нетрадиционных течений. И был категорически настроен, что все, кроме него, не правы.
Да, две матери – две судьбы. Это, наверно, самое большое горе для матери.
Разве религия не призывает не произносить «уф» в адрес родителей?! В то время, как молодежь, утверждающая, что это «сунна», не садится за один дастархан с отцом. Заставляет мать проливать горькие слезы. Это никак не поддается логике. Их действия никоим образом не отождествляются с мусульманством. В чем же была ошибка? Разве наш Пророк (с.г.с.) не говорил, что, прежде всего, добро нужно делать родителям?!
Абу Юсуф так говорил про своего учителя: «Имам Абу Ханифа был особенно добр со своими родителями. Он всегда делал им дуа. Каждый месяц от их имени давал саадака в двадцать динаров».
Абу Ханифа вспоминает один случай: «Как-то моя мать сказала: «Хотела спросить кое о чем, своди меня к проповеднику Зарулы Омару». Я повел ее. Мать сказала мне, чтобы я узнал у Омара ответы на ее вопросы. Когда я объяснил Омару, тот ответил: «Как такой человек, как вы, можете спрашивать это у меня?!».
– Моя мать сказала, чтобы я спросила у вас, – сказал я.
– Тогда ответьте сами на эти вопросы. Пусть они и будут моим ответом, – ответил он.
Тогда я сказал ему: «Ответы на эти вопросы такие». Проповедник Омар ответил: «Если так, то так и передайте эти слова». Я вышел и передал матери наш разговор».
Абу Ханифа – великий ученый. Многие именитые исламские ученые обращались к нему и просили вынести фетву. Он мудрец, который разрешил не один большой спор. Но в глазах матери он по-прежнему маленький ребенок. Поэтому она просит его отвезти ее к мулле. Абу Ханифа в свою очередь без возражений исполнил ее просьбу. Его поступок – это яркий пример искреннего и достойного обращения с матерью.
Следующую историю рассказал ученик Абу Ханифы Хасан бин Зияд: «Однажды моя мать попросила меня вынести фетву. Я дал ответ на вопрос, но она не приняла его. «Нет, я буду довольствоваться лишь ответом проповедника Зурга. Отвези меня к нему» – сказала она.
Я посадил свою мать на осла и повез к проповеднику и сказал ему: «Моя мать хочет услышать от вас ответы на свои вопросы». Он посмотрел на меня, на мать и воскликнул: «Вы просите меня вынести фетву?! Рядом с вами же стоит великий ученый! Вы грамотнее меня, больше меня знаете фикх. Выносите фетву вы».
Я озвучил ответы на вопросы. Проповедник Зурга сказал: «Эта фетва – фетва, данная Абу Ханифой». Моя мать приняла его слова.
Для каждого ребенка слова матери должны быть особенно важны. К великому сожалению, некоторые выражают свое недовольство: «Уф, мама! Вы опять принялись за свое. Спрашиваете, о чем попало…».
Ученый Мухаммед бин Бишр Аслами говорил: «Во всей Куфе я не знаю людей, которые сделали столько добра своим матерям, как Мансур бин Мухтамир и Абу Ханифа. Мансур даже заплетал волосы своей матери».
Рай – под ногами матерей. Ученые вроде табиина Мухаммеда бин Мункадир говорили: «Сидеть с матерью за одним дастарханом и всячески поддерживать ее – лучше дополнительной молитвы. Потому что делать добро матери – наставление Корана».
Давайте будем беречь Рай, который рядом с нами!
Руслан КАМБАР
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВА