Где и как можно получить религиозные знания рассказал руководитель Управления по делам религий Мангистауской области Максатбек Маханбетов в интервью порталу «Kazislam.kz».
– Максатбек Шахзадаевич, можно ли получить знания посредством Интернета?
– Конечно. Если в силу полной занятости и отсутствия времени вы не можете посещать курсы в мечетях, но для этого нужно соблюсти несколько простых и правильных рекомендаций.
Во-первых, брать знания только из проверенных источников, для этого нужно посетить официальные интернет-ресурсы религиозных объединений, где даются их ссылки в социальных сетях и мессенджерах. В противном случае, можно наткнуться на псевдосалафитские аккаунты в соцсетях. А там дается искаженная и ложная информация.
Во-вторых, посещать официальные страницы устазов мечетей ДУМК по арабскому языку и изучению Корана.
В-третьих, просматривать каналы ДУМК (студии Хикмет и видеоканалы мечетей ДУМК в Youtube) по теме обучения и исламских знаний. Все это позволит вам получить начальные знания из проверенных источников.
Однако необходимо понимать, что самый короткий путь к религиозным знаниям – это посещение курсов устазов и имамов мечетей, где есть соответствующая литература и где Вы сможете сразу на месте получить ответы на все интересующие вопросы, не заходя в интернет.
– Есть ли требования к верующим мусульманам касательно необходимости получения знаний?
– Безусловно. В исламской умме всегда приветствовалось стремление к получениям знаний, несмотря на возраст, потраченное время и расстояния, которое прошел ученик, чтобы найти своего духовного учителя.
У казахского народа есть множество пословиц, связанных с важностью получения знаний. Применительно к нашему теме можно сказать одну из них – «Ғылыммен жақын болсаң, қолың жетер, залыммен жақын болсаң, басың кетер» (Подружишься с наукой – всего достигнешь, а со злом – голову потеряешь).
Фактом этому свидетельствует развитие науки и медицины в период исламского расцвета, когда ученые старались себя разносторонне развивать, знали несколько языков. Ислам всегда поддерживает получение образования и развитие дополнительных навыков у личностей.
Необходимо понимать, что ислам – это религия, основанная на знании.
И сегодня в нашем современном обществе как никогда востребованы знания во всех сферах производства и науки, так и религиозных.
– Почему же тогда отдельные верующие уходят в крайность, в религиозный фанатизм?
– Причиной этому недостоверные источники знаний. Нежелание получать новые знания и замкнутость ума.
Именно ограниченность ума, религиозный буквализм толкают начинающих и отдельных верующих к радикализации.
Приведите простой пример этому?
– Наиболее распространенное явление следования религиозному буквализму развито у псевдосалафитов.
Как показывает практика, многие их последовали плохо ориентируются в священных текстах и при уточняющих вопросах не могут дать исчерпывающего ответа, предпочитая заучивать наиболее для них важные моменты, иногда имеющие отрывчатый или неполный смысл. А это неправильно.
Надо понимать, что в прошлом ученики старались постигнуть знания посредством самостоятельного погружения и перепроверяли их истинный смысл у своих духовных наставников, которых было немало, при этом для познания всей глубины религии, ученики старались найти и обойти всех известных исламских улемов.
А сегодня верующие слепо доверяют только одному наставнику, не имея возможности ему возразить ввиду скудности своих знаний и незнания арабского языка. Ведь для познания смысла Корана недостаточно знания только одного арабского языка, для этого нужен мудрый и знающий теолог.
– Как избежать подобного религиозного буквализма?
– Чтобы избежать подобных ошибок совершенных другими, нужно обращать особое внимание именно на правильность получения религиозной информации.
Получение религиозных знаний от достоверных источников, проверенных наставников в лице имамов и устазов ДУМК позволит обезопасить себя и своих близких, а также детей от ложных идей и вовлечения в ряды деструктивных течений.
– Какова текущая ситуация с получением религиозного и теологического образования в Казахстане?
– Вполне стабильная. В Казахстане действуют 13 духовных учебных заведений, из них исламского направления – 11 (1 — университет «Нур-Мубарак», 9 — медресе-колледжей, 1 — Исламский институт повышения квалификации имамов при ДУМК»); христианского направления – 2 (1 – Алматинская православная духовная семинария и 1 – Межъепархиальная высшая духовная семинария «Мария – Матерь Церкви» в Караганде). В данных духовных учебных заведениях обучается более трех тысяч человек.
При этом крупнейшие религиозные конфессии в лице Православной церкви Казахстана и Римско-католической церкви имеют свои собственные учебно-образовательные центры для подготовки религиозных кадров в республике.
Надо признать, что в нашей стране есть все условия для получения религиоведческого, религиозно-теологического образования.
Поэтому желающие получить современное качественное религиоведческое или теологическое образование могут сдавать свои документы на специальности религиоведения в общеобразовательные университеты ( КазНУ им. аль-Фараби, ЕНУ им. Л. Гумилева, КарГУ им. Е. Букетова, МКТУ им. Х. Яссави, Университет иностранных языков и деловой карьеры и КНПУ им. Абая) либо поступать в духовно-теологические заведения, без необходимости выезда за рубеж и т.д.
Если ранее мы зависели от кадров, прошедших обучение в зарубежных теологических заведениях, то сегодня благодаря строительству собственных учебных заведений мы уже не первый год готовим свои собственные религиозные кадры, ничем не уступающие зарубежным.
Спасибо за интервью
Подготовлено редакцией портала «Kazislam.kz»