Вопрос: можно ли в долг или кредит купить жертвенное животное на Курбан айт?
Ответ: чтобы ответить на этом вопрос, в качестве предисловия темы, следует уточнить, кому обязательно совершение жертвоприношения в Курбан айт?
Условия, при наличии которых человек, при этом не делается различия между мужчиной и женщиной, должен совершить жертвоприношение:
- Ислам. То есть человек должен быть мусульманином.
- Свобода от рабства.
- Нисаб.
Нисаб: материальное имущество, равное стоимости 85-ти граммам золота или эквивалентная ему сумма денег или другое имущество. В денежном и др. эквиваленте сумма нисаба, в связи подорожанием или же удешевлением, каждый год может меняться, что можно узнать у имамов.
- Аль-Баляга. Достижения совершеннолетия с точки зрения шариата. («Мухтасарул-Кудури», «Аль-Любабу фи шархил-Китаб»)
Аль-Баляга: половая зрелость.
Согласно словам Али ибн Аби Толиба (да будет доволен им Аллах): «Не вменяется совершение пятничной молитвы и жертвоприношения путнику»,-жертвоприношение в Кубран айт не обязательно для путника и бедного.
Под «бедным» подразумевается человек, не способный выплатить закят-фитр. То есть садака-фитр в Рамазан. Так как шариат не вменяет человеку то, что он не в состоянии сделать. («Мухтасарул-Кудури»)
Если же путник пожелает совершить жертвоприношение в качестве нафиль, то есть дополнительного ибадата, то это не возбраняется! («Мухтасарул-Кудури», «Аль-Любабу фи шархил-Китаб»)
Выше был упомянут нисаб. По сути нисаб – это имущество, которым владеет человек после вычета требуемых расходов на основные потребности, а также долга.
Основные потребности: дом, автомобиль, домашняя утварь, инструменты и другое имущество повседневного пользования.
Человек, который владеет нисабом, после вычета требуемых расходов на основные потребности, а также долга, согласно шариату, считается состоятельным, и он должен совершить жертвоприношение. А человек, чье состояние не превышает сумму, необходимую для повседневных расходов, к примеру, обеспечения своей семьи, не считается состоятельным. То есть владельцем нисаба. Из чего следует, что человеку, который не является состоятельным, не обязательно совершать жертвоприношение.
Что касается жертвоприношения на деньги, взятые в долг, если человек является владельцем нисаба, то есть состоятельным, но не имеет на руках денег, то он должен взять в долг, и совершить жертвоприношение. Если же человек не является состоятельным, к примеру, сам является нуждающимся, то будет неправильным брать в долг, чтобы совершить жертвоприношение. («Хашияту Ибни Абидин») Так как:
لَا يُكَلِّفُ اللهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا
«Всевышний Аллах не возлагает на человека то, что ему не под силу». («Аль-Бакара», 286 аят)
Если же кто-либо, будучи несостоятельным, желает заколоть жертвенное животное в Курбан айт, то он может для этого взять в долг с расчетом на свои возможности. То есть у него должна быть твердая возможность возврата долга. В этом случае жертвоприношение не осуждается! Если же такой возможности нет, то желательно не брать долг.
Твердая возможность: две стороны, дающий долг и берущий его, оговаривают условия возврата долго. И если берущий в долг в состоянии выполнить эти условия, то это можно отнести к «твердой возможности возврата долга».
Что же касается покупки жертвенного животного в кредит, то в этом вопросе есть два момента!
Первый момент: возникает вопрос: на какой кредит?! В нашей стране нет исламского кредитования!
Исламское кредитование: кредитование в соответствии с требованиями шариата. То есть без накручивания процентов за кредит, без штрафов, которые по сути являются накручивание процентов поверх процентов за кредит. Наша банковская система такова, что в любом случае делает человека «добровольным нуждающимся должником». Все условия наших банков, согласно шариату, являются системой ростовщичества, что запрещено Исламом. Поэтому, как было сказано выше, тот, кто имеет твердую возможность возврата долга, может взять в долг там, где не потребуется отдавать средства сверх заемной суммы. То есть не сделает его соучастником в деле ростовщичества!
Второй момент: даже если берущий кредит, с целью совершить жертвоприношение, в состоянии вернуть кредит согласно договору, между ним и банком, то есть без просрочки и штрафа, все равно то, что он берет кредит по системе наших банков делает его соучастником в деле ростовщичества. Так как, во-первых, берущий кредит возвращает деньги с процентами, что уже противоречит шариату. Во-вторых, в договоре есть пункт, согласно которому банк в праве взимать штраф за просрочку, что по сути является двойным ростовщичеством.
В основе любого поклонения, в том числе и в поклонении жертвоприношения, должно быть соответствие с требованием шариата. А иначе, сколько бы не выглядело какое-либо деяние благородным, оно не примется в качестве поклонения. Тем более если в этом деянии присутствуют признаки такого греха, как ростовщичество.
Чтобы понять все несоответствие совершения жертвоприношения в кредит приведем пример! Есть две дроги, ведущие к мечети. Одна: чистая асфальтированная дорога. К тому же она короче. Условно «короткая дорога». Вторая: не асфальтированная, с ямами, лужами и ухабами. К тому же по расстоянию она больше первой дороги. Условно «дальняя дорога». Кто-то, с намерением удостоится больших воздаяний, решает пойти в мечеть по дальней дороге. Так вот! Такой человек не удостаивается никаких наград! Почему? Всевышний Аллах не преследует цель усложнить жизнь верующим. Поэтому и верующие не должны осложнять себе жизнь! По причине того, что действие не соответствует этому принципу шариата этот человек не может удостоиться воздаяний.
Если таков результат посещения мечети по дальней дороге, в то время, когда можно пойти туда по близкой дороге, то что можно сказать о действии, в котором присутствуют элементы запретного! То есть ростовщичества!
Абдуссамат Махат