В интервью с исламоведом Куатом Кабдолла, который в последние годы активно занимается исследованием темы вакф, мы говорили о пользе вакф обществу, его месте в шариате и целях его применения.
– Куат ага, расскажите, пожалуйста, о значении слова «вакф».
– В шариате «вакф» означает имущество, предназначенное на благотворительные цели при условии его сохранения, т.е. это непрерывная милостыня (садака). Им могут пользоваться мечети и медресе, отдельные люди, в том числе неимущие, сироты и другие нуждающиеся.
В шариате существует три вида вакфа: 1) только религиозный; 2) благотворительный; 3) специальный или предназначенный последующим поколениям.
– С какого времени начинается история вакф в исламе?
– Вакф – это сунна Пророка. Посланник Аллаха (с.г.с.) оставил в качестве вакф подаренный ему сад «Фадак».
В хадисе, переданным Ибн Омаром говорится: «Омар ибн Хаттаб (р.а.) во время битвы при Хайбаре стал владельцем участка земли. Как-то он пришел за советом к Пророку (с.г.с.): «О, Посланник Аллаха, во время битвы при Хайбаре я стал собственником земли, до этого у меня не было такого имущества. Каково будет ваше распоряжение касательно этой земли?».
Пророк (с.г.с.) ответил: «Если пожелаешь, можешь передать ее в вакф, а прибыль от ее использования раздавать в качестве милостыни». По словам исламских ученых, это был «самый первый вакф в истории».
Помимо этого, колодец, выкупленный хазретом Османом (р.а.) у иудеев, до сих пор используется в Медине. Также в том городе был финиковый сад халифа. С того времени прибыль, который он приносит, тратится на нужды мечети Пророка.
– Как-то вы говорили о том, и у казахов были земли, переданные в вакф, когда большевики конфисковали имущества казахских баев, мулл и изгнали их, то намеревались забрать и эти земли.
– Да, на казахской земле были вакф, которые принадлежали ходжам и ишанам. Советская власть, под девизом «Землю – крестьянам, фабрики – рабочим» погнавшая баев, ходжа и мулл в ссылку, все оставшиеся без надзора земли вакф передала в собственность государства. Это историческая правда.
Одно из достоверных доказательств существования вакф среди нашего народа – это мавзолей Ходжа Ахмета Яссави в Туркестане. На мой взгляд, его стоило бы называть не мавзолей, а «Исламский культурный центр Ходжа Ахмета Яссави». Потому что есть документы о том, что Амир Темир в 1397-1405 годах не только построил мечеть-медресе в честь Ходжа Ахмета Яссави, но и завещал передавать его в вакф.
Во время Советской власти при реставрации территории мавзолея были обнаружены 3 тысячи серебряных монет и письмо Амира Темира. В письме было написано: «Пусть тот, кто нашел это письмо, завершит строительство мечети». Об этом написано в труде М.Е. Массона «Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави».
Возле мечети расположены баня, гостиница, сад. По понедельникам и четвергам в тайказане готовили и раздавали нуждающимся блюдо под названием «халим». В мечети был имам, постоянно читающий Коран, и человек, ответственный за вакф.
Таким образом, история свидетельствует о том, что это был не просто мавзолей, а целый комплекс с собственным хозяйством. Мало того, что он не нуждался в помощи, он сам себя обеспечивал материально и оказывал народу благотворительную помощь.
При поддержке казахских меценатов выходили в свет газеты «Қазақ», «Алаш», «Сарыарқа», журналы «Айқап», «Абай», который были рупором нации. Среди них Каражан Укибаев из Семея, Медеу Оразбаев, Ике Адилов из Шынгыстау, Хасен Акаев из Каркаралы, братья Бекметевы, Ыбырай Акпаев, дети бая Мамана из Жетысу, Мустафа Оразаев из Торгая, Иса Копжасаров из Хобды, правнук батыра Сырыма Салык Омаров, бай Тобанияз Альниязов из Мангыстау. Это тоже является своего рода вакф.
– В нашей стране несколько лет назад был создан фонд «Уақып». Какими делами он занимается?
– По указу Елбасы 1 июля 2017 года фонд «Уақып» прошел регистрацию в органах юстиции. Перед ним были поставлены следующие цели: развитие традиционных духовно-моральных ценностей, укрепление светских принципов государства и недопущение использования религии в деструктивных целях. Также совместное строительство религиозных зданий и социальных объектов, поддержка сотрудников религиозных объединений, помощь в повышении их квалификации.
О большой поддержке Елбасы говорит и то, что на счет нового фонда первыми были перечислены средства из фонда «Первого Президента». Несмотря на сравнительно небольшой срок существования здесь сделано немало благих дел.
В последнее время в тесном сотрудничестве с ДУМК, «Уақып» оказывает материальную помощь имамам сельских мечетей. Огромный вклад в это вносит и народ.
Мы заинтересованы в том, чтобы проводить анализ института вакф в исламских государствах для создания наиболее приемлемой модели в нашей стране.
– Какие виды вакф существуют в этих исламских государствах?
– Одна из стран, где вакф развит на уровне государства, – это Турция. Если говорить о сфере религии, то всем имамам мечетей выплачивается заработная плата. 30 процентов бюджета Министерства по делам религий Турции выделяет государство, остальные 70 процентов поступают от вакф.
В этой стране вакф называют «третьим сектором» после государственного и частного сектора. Работают целые заводы, торговые центры, относящиеся к нему. Если центр вакф занимается хозяйством, то ему предоставляются определенные скидки. Потому что это не частная собственность, а общее дело. Такие послабления способствуют широкому развитию вакф.
К примеру, в Пакистане есть такой вид вакфа. После проведения застолий в местах общественного питания приходят люди из специальных вакф объединений, которые собирают в посуды оставшуюся еду и раздают ее нуждающимся. С одной стороны, это благотворительная помощь, а с другой – профилактика расточительства.
Если говорить о нашем постсоветском пространстве, то в 1999 году в Татарстане был подготовлен и направлен в Государственную думу России законопроект о вакф. Но российские парламентарии, утверждая, что «они являются светским государством», не приняли его.
– В нашей стране чего не достает для развития вакф? Что нам необходимо делать?
– Вакф – это большой вопрос, который еще до конца не рассмотрен в нашей стране. Наш народ до сих пор не понимают сути вакфа. Но я думаю, что это всего лишь вопрос времени. Ведь если раньше не знали, что такое «халал», то сейчас с этим понятием знакомо большинство. Так и с вакф, недалек тот день, когда наши соотечественники поймут смысл вакф, как одного из значимых видов благотворительности.
Самое главное – нам нужно принять в Парламенте закон о вакф. Если он будет регулироваться государством, думаю, это будет способствовать его активному развитию и процветанию.
На сегодня университет «Нур Мубарак» и все мечети построены в качестве вакф. Фонд Духовного управления мусульман Казахстана «Ел үлесі – пәтерге», фонд «Харекет», в создании которого я принимал личное участие, занимаются вакф.
Медресе Смановых в Сарыагаше – образовательное учреждение, работающее по системе вакф. У него есть собственное хозяйство. Там ученикам не только дают знания, но и приучают к труду.
– Благодарю за интервью!
Беседовал Ескендир ТАСБОЛАТ
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ