Вопрос: Кто такой шайтан? Почему он невидим?
Ответ: Чтобы понять кто такой шайтан, прежде всего, следует начать с этимологии слова «шайтан»: شَيْطَانٌ (шайтан) мн. شَيَاطِينُ (шаятын).
شَيْطَانٌ производное слово от корня شَطَنَ.
شَطَنَ: отдаленный от истины, заблудший. Поэтому все, что является проявлением заблуждения, называется شَيْطَنَةٌ (шайтана/шайтанатун).[1]
Значения слова الشَّيْطانُ:
- Портящий, разлагающий;
- Неверный из числа джинов;
- Лишенный милости Всевышнего Аллаха;
- Все непокорное воле Всевышнего Аллаха из числа людей, джинов и животных.
- Все, что совершает деяния шайтана.[2]
Из сказанного ясно, что «шайтан» – это имя нарицательное всего того, что ассоциируется со злом, заблуждением и разложением.
Слово «шайтан» в Коране употребляется 70 раз в единственном числе и 18 раз во множественном.
Одним из шайтанов является إِبْلِيسٌ (Иблис).
إِبْلِيسٌ (Иблис): творение из числа джинов, сотворенное из огня, на что указывают следующие аяты Священного Корана: «И создал джиннов из чистого огня». («Ар-Рахман», 15 аят)
«Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов». («Аль-Кахф», 50 аят) Потому что Иблис возгордился и сказал: «Я – лучше его. Ты создал меня из огня, а его создал из глины». («Аль-Аграф», 12 аят) То есть Иблис вообразил, что огонь лучше глины. Ведь Адам (мир ему) был сотворен из глины.
Таким образом Иблис, по причине своей непокорности воле Всевышнего Аллаха, связал свой образ с образом шайтана. То есть с образом разложения, неверного, лишенного милости Всевышнего Аллаха.
Из сказанного не трудно понять, что «Иблис» является именем нарицательным шайтана, подобно тому, как «шайтан» является именем нарицательным Иблиса. То есть когда мы говорим «Иблис», то под этим подразумеваем шайтана, когда же говорим «шайтан», то под этим подразумеваем Иблиса.
Из сказанного можно резюмировать, что шайтан – это имя нарицательное, а Иблис – имя собственное. И что «шайтан» является сыфатом, то есть качеством, описанием, признаком Иблиса.
Следующий момент! Выше мы выяснили, что «шайтан» является именем нарицательным всего, что является олицетворением зла, греховного, непокорности. Всевышнему Аллаху. Поэтому, согласно Священному Корану, все, что совершает деяния шайтана, является олицетворением шайтана. Так, в суре «Ан-Нас» Священного Корана, сказано: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя, исчезающего при упоминании имени Аллаха, подвергающего искушению сердца живых созданий, как джиннов, так и людей представляющего».
В этой суре повествуется о наущениях, как со стороны джинов, так и со стороны людей. Поэтому Хасан Басри (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Это – два шайтана. Что касается шайтана из числа джинов, то они делает наущения в груди людей, что же касается шайтана из числа людей, то они приходят открыто». То есть в своем человеческом образе.
Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, шайтаны бывают как из числа джинов, так из числа людей. Поэтому проси убежища у Всевышнего Аллаха от шайтанов из числа джинов и людей». (Тафсир имама Куртуби)
В подтверждение сказанному Всевышний Аллах сказал: «И Мы назначили каждому пророку врагов-шайтанов из числа людей и джиннов. Одни из них обращаются к другим с красивыми речами, обольщая друг друга» («Аль-Ангам», 112 аят).
То есть люди и джины могут быть идентичными в деле наущений греховного.
Что касается вопроса: «Почему он (шайтан) невидим?»,-то одним из имен джинов является имя нарицательное «шайтан». Само же слово «джин» происходит от корня جَنَّ (джанна), одним из значений которого является «скрывать, покрывать».[3] Из чего следует, что джины называются «джинами» по причине того, что сокрыты от глаз людей. Касательно этого Всевышний Аллах сказал: «Воистину, шайтан и его приспешники видят вас, тогда как вы их не видите» («Аль-Аграф», 27 аят).
Но чтобы совратить людей с истинного пути, шайтан может являться в облике разных существ. Так, в хадисе, который передал имам Бухари (рохматуллахи аляйхи), сказано, что шайтан явился к Абу Хурайре (да будет доволен им Аллах) в облике человека.
Имам Табари (рохматуллахи аляйхи) в своем тафсире привел риуаят, что во время битвы при Бадре шайтан явился к мушрикам в облике Сурака ибн Малика, с целью побуждения их к убийству Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).(12564 хадис).
Это же приводится и в «Аль-Бидая уан-нихая» имам Ибн Касира (рохматуллахи аляйхи).
В хадисе, который передал имам Муслим (рохматуллахи аляйхи) от Абу Сагида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал сподвижников о том, что группа джинов приняла Ислам, и что сподвижники могут увидеть их в образе змей (6632 хадис).
Шайтан не способен принять лишь один образ – образа нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)! Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто увидит меня во сне, пусть знает, что действительно видел меня. Так как шайтан не может принять мой облик».(Бухари, Муслим).
Что же касается различных картин, фотографий или же видео, с якобы снятыми на них джинами, то это нельзя принимать в качестве факта или же доказательства их образа! Так как ученые единогласны во мнении, что джинов в их облике дано видеть лишь пророкам. Следует так же учитывать, что не каждому дано узреть джина, даже в каком-либо другом обличии. К тому же «изыскания» истинного облика джинов не имеет никакой практической пользы! Поэтому для верующего предпочтительнее сосредоточиться на выполнении приказов Всевышнего Аллаха, на исправлении своих недостатков, на совершенстве своего нрава.
Остается добавить, что шайтан является нашим злейшим врагом: «Воистину, шайтан является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями пламени» («Фатыр», 6 аят).
Причиной вражды шайтана является его же высокомерие, по причине которой он и был изгнан из Рая. Ведь когда Всевышний Аллах приказал пасть ниц перед Адамом (мир ему), ангелы подчинились воле Всевышнего Аллаха, а шайтан воспротивился ему: «Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов» («Аль-Кахф», 50 аят).
Как было сказано выше, Иблис возгордился и сказал: «Я – лучше его. Ты создал меня из огня, а его создал из глины» («Аль-Аграф», 12 аят).
И тогда: «Всевышний Аллах сказал: «Низвергнись отсюда! Негоже тебе превозноситься здесь. Выходи же! Ты – среди оказавшихся ничтожными!» И Иблис взмолился: «Дай мне отсрочку до того дня, когда будет воскрешен род Адама». Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ты – один из тех, кому предоставлена отсрочка» («Аль-Аграф», 13-15 аят).
«Иблис сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно устрою им засаду на Твоем прямом пути. Я непременно буду являться к ним спереди, сзади, справа и слева, и Ты убедишься, что большинство из них неблагодарны Тебе» («Аль-Аграф», 15-16 аят).
Исходом высокомерия шайтана станет вечное наказание в Аду. Туда же попадут и его последователи, которые прислушались к его наущениям: «Когда Аллах повелит привести предавшихся Ему в рай, а не повиновавшихся Ему мучительно наказать, Иблис скажет последовавшим за ним неверным: «Поистине, Аллах Всевышний обещал вам воскресение и воздаяние за ваши деяния и выполнил Свое обещание. Ведь обещание Всевышнего – истина! А я обещал вам, что не будет ни воскресения, ни воздаяния, и я не сдержал своего обещания. Ведь мое обещание – ложь! У меня не было над вами никакой власти, чтобы заставить вас следовать за мною, но я, нашептывая вам, призывал вас к заблуждению, а вы поспешили повиноваться мне, поэтому не порицайте же меня за это, а порицайте только самих себя. Сегодня я не избавлю вас от наказания, и вы не спасете меня от него. Я сегодня отрекаюсь от того, что вы меня сделали сотоварищем Всевышнего Аллаха в земной жизни, повинуясь мне, как повинуется раб Господу своему. Поистине, неверных постигнет мучительное наказание» (Тафсир Аль-Мунтахаб. Тафсир суры «Ибрахим», 22 аят).
[1] قاموس العين، القاموس المحيط، والمعجم الوسيط
[2] المفردات للأصفهاني، روح المعاني للآلوسي
[3] مقاييس اللغة لابن فارس
Абдуссамат Махат