Вопрос: С религиозной точки зрения кого называют «банкротом»?
Ответ: Смысл слова «банкрот» в религии несколько иное, чем в нашем традиционном понимании. К примеру, говоря о банкроте, мы имеем в виду человека, организацию или учреждение, которые лишились своего имущества. Иначе говоря, невозможность вернуть долг.
А в религии это не связано с материальным состоянием человека, больше всего, с милостью Аллаха и мерой грехов.
Абу Хурайра передает сказание о Посланнике Аллаха (с.г.с.):
«Как-то раз Пророк (с.г.с.) спросил:
– Вы знаете, кто такой муфлис?
Сахабы ответили:
– Человек, у которого нет денег и имущества.
Тогда Пророк (с.г.с.) ответил:
– Несомненно, в судный день муфлис принесет свой намаз, пост, закят и благодеяния. В это время люди, которых он обижал, клеветал, обманывал, проливал их кровь и бил, станут забирать его благодеяния. Когда они закончатся, грехи этих людей будут на нем. Затем он будет брошен в огонь ада» (Муслим).
Действительно, до прихода ислама обанкротившегося человека обрекали на мучения, вплоть до лишения свободы и продажи в рабство. Такое отношение продолжалось и на начальных этапах ислама.
Позже, когда Аллах ниспослал аяты о запрете процентов, такая тенденция прекратилась: «Если не сделаете это (не прекратите брать проценты), считайте это войной против Аллаха, Пророка. И если ваш должник испытывает тягость, то ждать вам надлежит, пока дела его не облегчатся. А если вы ему сей долг благодеяньем обратите, сие есть лучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (Бaкарa 280).
Жалгас САДУАХАСУЛЫ
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ