Такой профессии – краевед – у нас, к сожалению, не существует. Но есть люди, которые считают это своим большим увлечением, подходят к нему серьезно, на профессиональном историческом уровне. Среди них Дмитрий Сергеевич Глухих, в прошлом журналист, который уже много лет занимается историей столицы Казахстана.
– Дмитрий Сергеевич, а с чего началось ваше увлечение краеведением?
– Это произошло в восьмидесятые годы, когда я еще был школьником. В областной газете «Целиноградская правда» (ныне «Акмолинская правда») я увидел цикл статей об истории города нашего известного журналиста и писателя Андрея Дубицкого. Я их вырезал и положил в папку, потом дома нашел старые фотографии с видами города.
Дело в том, что прадед моего прадеда был среди основателей города Акмолинска, ныне нашей столицы Нур-Султан. И получилось, что история города и история моей семьи взаимосвязаны.
Потом я познакомился с людьми, которые внесли огромный вклад в краеведение – Андреем Дубицким, Нурмухаматом Имамовым, Николаем Антоничевым. Поэтому многое слышал из первых уст, видел документы, стал сам искать и собирать.
В последние годы у жителей и гостей столицы начал расти интерес к истории нашего города, причем к достоличному периоду, а он достаточно большой – в прошлом году нашему городу исполнилось 190 лет. Поэтому я более активно рассказываю о родном крае всем желающим в социальных сетях.
– Занимаясь изучением истории родного края вы наверняка интересовались религиозной сферой. Как она складывалась в дореволюционном Акмолинске? В основном представители каких религиозных конфессий жили здесь? Была ли в то время здесь толерантность, межрелигиозное согласие?
– Конечно, я интересовался религиозной темой. Она мало освещалась в советский период. До революции отношение к вере у всех народов, населяющих наши просторы, было более трепетное и обязательное. Неверующих тогда практически не было.
Согласно указу Александра I в 1824 году были открыты Каркаралинский и Кокшетауский округа. Должны были и Акмолинский, но из-за нехватки средств и неожиданной кончины императора открытие нашего округа было отложено.
Тогда жители Алтаевской, Карпыковской и Куандыковской волостей во главе с волостным султаном Конуркульджой Кудаймендиным стали настойчиво добиваться, чтобы Акмолинский округ был открыт как можно скорее, чтобы прекратить междоусобицу, барымту, нападения на торговые караваны.
Есть запись начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса генерал-майора С.Б. Броневского от 25 сентября 1829 года, что «В Карпыковской волости, управляемой султаном Конур-Кулжею Худаймендиным, желают открыть округ при урочище Ак-Мола». Просьба была удовлетворена.
Комендант Петропавловской крепости подполковник Федор Кузьмич Шубин 28 мая 1830 года с отрядом из 200 казаков, обозом и двухмесячным запасом провианта выступил на акмолинские кочевья. Прибыв к месту назначения Федор Шубин определил место под будущий город не в урочище Акмола, а на Карауткуле, что при повороте реки Ишим (ныне это место, где находится мост, соединяющий правый и левый берега, улицу Бараева и проспект Кабанбай батыра).
Именно через этот брод шли торговые караваны. Сюда приехали заранее оповещенные делегаты от казахских волостей, которые 18 июня 1830 года в письменной форме одобрили и утвердили этот выбор. Поэтому эту дату можно считать официальной датой основания города.
Открытие Акмолинского внешнего округа состоялось 22 августа 1832 года в торжественной обстановке при большом стечении народа. Старшим султаном был избран Конуркульджа Кудаймендин, правнук хана Семеке. Старший султан, волостные султаны, старшины, заседатели, бии по установленной форме приняли на Коране присягу.
Над юртой, где разместилась канцелярия, подняли флаг с изображениями на одной стороне российского герба, на другой – казахского воина на белом коне с натянутым луком и колчаном, с надписью большими золотыми буквами «Акмолинский округ». Это была первая презентация нашего города, которая сопровождалась молитвой и благословлением как по православным, так и по традициям ислама.
На тот момент даже еще не было официально закрепленных за городом духовных лиц. Однако в состав основателей города входил мулла Сагит Усманов татарского происхождения, родом из деревни Мамлютова Петропавловской волости (ныне Мамлютка Северо-Казахстанской области). Он был первым священнослужителем, который и вознес первую молитву в честь основания города и благословил наш город в день его официальной презентации, за что он был награжден золотой медалью на Аннинской ленте.
Кстати, в 1835 году Сагит Усманов стал уже официально первым назначенным муллой в Акмолинске. Его финансовое обеспечение полностью шло за счет султана Конуркульджи Кудаймендина. В 1839 году он уехал, а в Акмолинский приказ вскоре из прибывает другой татарский мулла – Бурабай Сеитов.
Православного священника сначала не было, его обязанности исполнял пожилой казак. Уже позже появится официальный православный приход.
Помимо христианства и ислама в 1860-х годах появится в нашем городе и иудейская община.
5 июля 1878 года императором Александром II был утверждён герб Акмолинской области. На зелёном щите изображены две остроконечные башни и куполом в середине, над которым был золотой полумесяц. Щит украшен древней царской короной и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Александровской лентой. Так на гербе произошло единение европейских традиций, русских и мусульманских символов.
В целом, если руководствоваться имеющимися фактами беспроблемного открытия религиозных учреждений, активного участия религиозных деятелей Акмолинска в общественной жизни, пожертвованиями на строительства храмов и выделении для них земель со стороны руководства города, то можно точно сказать о большом и гармоничном развитии религиозной жизни города, мирном сосуществовании трех мировых конфессий в 19 веке на нашей земле.
К концу 19 века маленький Акмолинск (с населением 8758 человек на 1900 год) имел две мечети, два православных храма и синагогу. Основная часть населения города была православной, мусульмане были представлены татарами и казахами. Совсем малый процент приходился на иудейское население. Более того, даже среди солдат были иудеи и мусульмане.
Каких-то столкновений, открытого непонимания и противопоставления народов и религий в 19 веке и начале 20 века мне нигде не попадалось ни в официальных документах (а записки писались по любому малейшему поводу, поэтому обязательно было бы зафиксировано), ни в воспоминаниях старожилов и краеведов.
Поэтому можно точно говорить, что многонациональность и поликонфессиональность, толерантность, веротерпимость и взаимоуважение различных конфессий зарождалась в нашей столице с момента основания города в 19 веке.
– Расскажите о первых религиозных храмах, построенных в этом городе. Как они работали? Кому подчинялись? Кто финансировал их?
– Первым религиозным храмом нашего города стала соборная мечеть. Ее построили в 1838-1842 годы на средства старшего султана Акмолинского округа Конуркульжи Кудаймендина. Она находилась на нынешнем перекрестке улиц Иманова и Ауэзова.
Кстати, образовавшаяся тогда улица Иманова ранее именовалась Мечетной. Шедшие торговые караваны обязательно останавливались у нее. По праздникам сюда съезжались верующие из ближайших аулов. Как гласит легенда, во время кладки фундамента мечети строители из Бухары в отдельные кирпичи вписали священные благословения.
Кстати, до этой мечети здесь существовала мечеть Семеке хана 1723 г. Она не сохранилась к тому моменту ввиду отсутствия постоянного прихода – не было тут живущих людей, отсутствия ухода за зданием, да и, видимо, некачественного строительства из-за отсутствия более крепких строительных материалов.
А новую соборную мечеть возвели из дерева на кирпичном фундаменте. Постепенно вокруг мечети начали селиться торговцы, ремесленники, она стала частью центра города.
Для ее первого муллы Бурабая Сеитова построили один из первых больших деревянных домов. Его соседями были Конуркульджа Кудаймедин и братья Ногаевы. Их деревянные дома станут первыми гражданскими строениями Акмолинска (они стояли в начале нынешней улицы Желтоксан) вместе с домами выходившими в отставку казаками в Слободке, вокруг крепости.
Кстати, позже при соборной мечети была открыта первая школа для мусульманских детей. Занятия вел мулла Карабек Банбеков. Дети учились писать и считать, читать Коран.
В 1920 году эта мечеть сгорела во время пожара. И тогда на пожертвования прихожан, в основном семьи Кощегуловых, была заново отстроена мечеть из каленых красных кирпичей. Мечеть получилась очень красивой и с полным основанием считалась достопримечательностью Акмолинска.
Следующим религиозным сооружением стала однопрестольная деревянная церковь Константина и Елены, построенная в 1854 году на территории крепости – в южной части нынешнего старого стадиона, что находится на пересечении улицы Кенесары и проспекта Победы. Храм был построен за счет казны Сибирского казачьего войска. Здание получилось очень правильным, легким. Эта церковь была казачьим храмом.
После переноса казачьей станицы в восточную часть города (на четную сторону нынешнего проспекта Республики) было решено переместить туда и Константино-Еленинскую церковь. В мае 1900 года она была по бревнышку разобрана и перемещена в центр станичной площади, где и была снова собрана. Там она находится и поныне.
В 1866 году еврейская диаспора (что интересно, даже среди местного гарнизона были солдаты еврейского происхождения) обратилась за разрешением открыть синагогу. На свои деньги они купили полутораэтажный дом, располагавшийся на нынешней улице Абая.
Был ли раввин или же его обязанности исполнял мирской человек – мне таких сведений не попадалось. В апреле 1895 года 200 акмолинских евреев направили письмо губернатору о создании своего религиозного сообщества, и такое разрешение было дано. Было у евреев в Акмолинске и свое еврейское кладбище.
В связи с ростом населения, особенно православного, и активным развитием города в 1891 году было решено построить городской храм – Александро-Невский собор. Он располагался на месте первой резиденции, а ныне музея Первого Президента-Елбасы.
Это был самый впечатляющий архитектурный памятник Акмолинска: белые лепные стены, высокая колокольня, ярко-зеленые купола, крытые золотом маковки и кресты, кованая железная ограда, трое входных каменных ворот.
Возводил его инженер Павел Голышев из Тобольска. Внутренние стены и потолки храма расписал М.И. Тимофеев – ученик В.М. Васнецова. Небольшие средства на строительство выделила городская управа, а основную сумму собрали за счет пожертвований прихожан и местного купечества, среди которых В.Н. Попов, П.С. Марфутин, М.К. Кубрин, И.С. Силин и другие.
Строительство завершилось в 1893 году. Священником новой церкви был назначен окончивший Тобольскую духовную семинарию Виктор Плотников, который стал первым летописцем Акмолинска и Акмолинского уезда.
Поскольку наш город стал играть большую торговую роль, имелись льготы торговые, то купеческое сословие росло очень быстро. Купцами в основном были русские переселенцы из средней полосы России и татары из Казанской губернии. Татарская диаспора была достаточно большой, богатой и образованной. Образовалась целая татарская слобода. В ней и была построена в 1895 году «зеленая татарская» мечеть. Это на нынешнем углу проспектов Республики и Абая.
Название «татарской» она получила потому, что ее построил на собственные средства купец татарин Нуркей Забиров, а «зеленой» потому, что крыша была покрашена зеленой масляной краской.
Следует отметить, что местный фотограф Константин Шахов, благодаря которому есть снимки Акмолинского царского периода, выпустил ряд открыток, на которых, в том числе, были запечатлены Александро-Невский собор, старая соборная мечеть и Зеленая мечеть. Их тираж допечатывался, они разлетелись и в другие страны.
– Расскажите о дальнейшей судьбе религиозных зданий? Сегодня какие сохранились?
– Это очень печальная страница истории. С приходом Советской власти политика к религии резко изменилась. С 1920 года начались притеснения религиозных деятелей, были закрыты школы при мечетях, церквях, медресе и мусульманской молодежи. Появился филиал Союза безбожников. Было снесено самое старое православное кладбище, действовавшее с 1830 по 1915 год, там началась застройка жилья. Были закрыты обе мечети, обе православные церкви и синагога.
1930 год стал самым сложным для всех конфессий. Уже не было синагоги, а занимаемый ею дом стал жилым, его снесут уже в семидесятых.
В этот год соборная мечеть, в которой на тот момент размещался краеведческий музей была перестроена под завод «Казпиво», который будет снесен в середине семидесятых годов.
Зеленая мечеть также лишилась минарета и была передана под Акмолинский дом пионеров. В 1961 году на территории двора мечети за восточной стеной будет построен жилой дом для руководства области и города.
В конце 1962 года мечеть окончательно была снесена, позже и убрана честь ограды, которая выходила на проспект Республики. Каменные ворота бывшей мечети, столбы, железные кованые решетки ограды со стороны улицы Абая и противоположной стороны сохранились до сих пор.
Александро-Невский собор был отдан под дом культуры, театр и кинотеатр. Иконостас был разворован и уничтожен. Кресты были сброшены. Затем были сброшены и разбиты 109 колоколов – это была самая большая в сибирском регионе звонница.
В 1939 году начался снос собора, но он оказался слишком крепким, поэтому в 1940 году был взорван. На этом месте разбит сквер. Все священнослужители были подвергнуты репрессиям.
Уцелела только Константино-Еленинская церковь. Она тоже была закрыта. В 1930 году в нее были перенесены экспонаты и архивы краеведческого музея. В 1942 года в церкви на постой определили даже воинскую часть.
Однако в 1943 году верующие обратились в областной комитет партии с просьбой разрешить молебны за победу над врагом, во здравие сражающихся воинов и за упокой погибших. И было получено разрешение.
Так в 1943 году вновь открылась Константино-Еленинская церковь, которая стоит и поныне, только 50 лет назад была оштукатурена, а в целом внешне не изменилась.
Для мусульман было разрешено перестроить под мечеть жилой дом на пересечении улиц Омской и Карагандинской. Эта небольшая мечеть действовала долгое время, пока рядом не была построена новая большая мечеть, но это уже в другую эпоху. Тем не менее посещение церкви и мечети не приветствовалось и осуждалось, хотя их никто уже не закрывал.
В середине семидесятых было принято решение о сносе второго православного кладбища, которое действовало с 1915 по 1962 год и располагалось на пересечении нынешних проспектов Сарыарка и Богенбая, а также старого мусульманского кладбища в микрорайоне «Молодежный».
Снос начали с православного кладбища. Это вызвало недовольство со стороны населения. Во избежание открытого проявления этого недовольства решение о сносе старого мусульманского кладбища «Караоткель» было отменено. А старое еврейское кладбище было снесено задолго до этого, на его месте был построен завод газовой аппаратуры.
– Мы слышали, что кроме мечетей, в городе работала духовная школа для мусульманской молодежи. Когда она открылась? Сколько лет работала?
– Помимо тех начальных школ при мечетях, что существовали еще с 19 века, открылась школа для старшей молодежи по типу существовавших в городе училищ, то есть, где могли продолжить образование подростки казахского и татарского происхождения. Это здание было выстроено из кирпича в 1907 году на средства купца Баймухамета Кощегулова.
Кстати, это здание на углу улиц Абая и Мамбетова сохранилось до сих пор, хотя очень испорчено перестройкой в 1997-98 годах. Здесь преподавались и светские дисциплины. Преподавали уже учителя, преимущественно обученные в Казани и других городах нынешних Татарстана и Башкортостана.
Например, специально в эту школу был приглашен известный учитель из Уфимской губернии, выпускник оренбургской учительской семинарии Галимжан Шакирзянович Курмашев. Преподавательскую деятельность вела и его супруга Асима, дочь известного муллы Карабека Байбекова.
Кстати, благодаря стараниям Г. Курмашева были открыты аульные казахские школы в Тайтобе, Майбалыке, Ерейментау, в городе Атбасаре. Из Уфы в Акмолинск обучать казахских и татарских детей приехал молодой учитель Вали Нигматуллович Хангильдин (1891–1971). Это он потом станет знаменитым языковедом, автором школьных учебников по татарскому языку.
В 19 и начале 20 века образование делилось по языку обучения и по половому признаку. В школах при мечетях обучались мальчики татарского и казахского происхождения. В 1907 году появилась школа уже средней ступени для мусульманской молодежи, но опять для мальчиков и юношей. Девочки вообще не получали образования.
Только в конце 19 века произошли изменения в системе образования, в Акмолинске открылись с русским языком обучения начальная школа для девочек, училище для девочек и Мариинское женское училище. Этот перелом в образовании оказал влияние и на мусульманское общество.
В 1910 году Хусаин Бегишев, Хумаин Урманов, Хусаин Юсупов, Шакир Латипов, Сулейман Абусяров, Карим Максютов, Умар Манзаров, Шахимардан Гайнутдинов, Агзям Ахтямов к акмолинскому уездному начальнику с предложением открыть приходскую женскую школу для татарских и казахских девочек для «предоставления возможности дочерям своих прихожан ученического возраста получать первоначальное образование в религиозно-нравственном отношении». Строительство и содержание школы они брали полностью на свой счет.
Необходимость в существовании подобной женской школы было обосновано известным купцом Хусаином Бегишевым по нескольким причинам, что девочки тоже должны уметь читать и писать на своем языке, знать Коран и получить основы мусульманского воспитания. Более того, родители этих девочек не хотели отдавать их в русские школы, так как ранее не было принято отпускать девочек мусульманского происхождения одних из дома. Более того, многие татарские и казахские семьи не могли платить за обучение своих детей в русских школах.
Также препятствием как для мальчиков, так и для девочек было незнание русского языка или недостаточное его знание. А молодежь хотела учиться в школах и училищах, далее продолжать обучение в университетах. Данный вопрос был вынесен на обсуждение Акмолинской городской думы 5 апреля 1910 года, и прошение было удовлетворено. Обществу Зеленой мечети было предоставлено два участка земли между улицами Церковной и Училищной (современные улицы Абая и Отырар).
Строительство двух домов велось в основном на средства Хусаина Бегишева, Нурмухамета Забирова и Баймухамета Кощегулова. В 1913 году были открыты два училища – мужское и женское, в которых обучалось 120 мальчиков и 130 девочек.
Эти два прекрасных бревенчатых здания сохранились до сих пор, их отличает богатый резной деревянный декор. Они и сейчас радуют жителей и гостей нашей столицы.
Женское училище было рассчитано на трехгодичное преподавание и включало такие предметы, как чтение, богословие, мусульманская этика, история, пение, чистописание. Это стало настоящим прорывом в истории местного образования.
Мужское училище имело еще больше предметов.
В ноябре 1913 года в обоих училищах стал официально преподаваться русский язык. Овладение русским языком рассматривалось как необходимое условие модернизации мусульманского общества. Более того, русских язык в этих училищах преподавал поэт и просветитель Сакен Сейфулин.
Дети, окончившие данные школы и получившие свидетельство, имели право поступить в городское 4-классное училище или в 1 класс высшего начального училища. Далее открылась возможность поступать в университеты. Эти два училища тоже просуществовали до 1920 года.
Далее изменилась система образования. Во всех школах было введено только светское образование, количество предметов значительно расширилось. Образование стало обязательным и бесплатным для всех детей.
В марте 1920 года образовалась русская общеобразовательная школа №1, которая позже получит имя Сергея Кирова, и казахская общеобразовательная школа №2, получившая позже имя Сталина. Но это уже другая новая веха в образовании.
– Расскажите о Кощегулове, о его роли в этом регионе?
– Семья Кощегуловых была большой и влиятельной в нашем городе. Самым известным ее представителем был Баймухамет Кощегулов, купец 1 гильдии и поставщик Двора Его Императорского величества. Он занимался поставками муки в Сибирь и в Китай. Он первым создал полный цикл сельхозпереработки – выращивал пшеницу, перемалывал на своей мельнице, на своих складах хранил, сам торговал, а потом решил и выпекать. Сначала просто хлеб. А потом построил первую в Акмолинске конфетно-пряничную фабрику. Директором фабрики стал старший сын Баймухамета – Курмангали – видный общественный деятель, гласный Акмолинской думы. Заместителями и совладельцами стали сыновья Нурмухамбет и Вали, которые владели сетью магазинов.
Как отмечал историк Марат Абсеметов, среди местного населения Баймухамет Кощегулов стал особым человеком – он не просто хлеб пёк и продавал, а открыл всем детям радость – сладости, конфеты, пряники. Акмолинский генерал-губернатор в честь приезда в Омск наследника престола, будущего императора Николая II, устроил выставку товаров. Его Высочество удивился пряникам из казахских степей.
С 1895 г. фабрика Кощегулова выпускала пряники медовые, сусляные, сахарные, писаные, фигурные, печатные и битые, а также несколько видов шоколадных конфет в обертке, леденцы, печенье, сухари, зефир и халву.
В 1915 году компании «Конфетно-пряничная фабрика Баймухамета Кощегулова» присваивается звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Кощегулов строил школы, жертвовал на мечети, совершил хадж в Мекку.
В 1918 году Баймухамет Кощегулов умер. Похоронен на старом мусульманском кладбище «Караоткель». Его потомки до сих пор живут в нашем городе. Это достойные люди. И не только они, мы все можем гордиться, что кондитерский бизнес и полный цикл переработки зерна на нашей земле начинался с Кощегулова.
Благодаря Баймухамету Кощегулову, Хусаину Бегишеву произошел переворот в образовании для местной мусульманской молодежи. Именно на таких деятельных людях и меценатах мир держится.
– Спасибо за интервью!
Беседовал Ескендір ЗҰЛҚАРНАЙ