Вопрос: я мусульманин, но не совершаю намаз. Коллеги по работе советуют совершать намаз вместе с ними, но я еще не готов к совершению пятикратного намаза. Правильно ли со стороны коллег призывать меня к намазу, если я сам не принял решение?
Ответ: Всевышний Аллах предписал верующим совершение пятикратного намаза.
Намаз:
– основа религии;
– приближение ко Всевышнему Аллаху и удостаивание Его довольства;
– душевный покой;
– прощение грехов;
– благословение (баракат), даруемый Всевышним Аллахом.
И это лишь малая часть достоинств совершения пятикратного намаза.
Ведь Всевышний Аллах сказал:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне». («Аз-Зарият», 56 аят)
Бренный мир – место испытаний! Но во всех испытаниях есть благо! Всевышний Аллах испытывает человека как благоденствием, здоровьем, семьей, достатком и другими признаками счастливой жизни, так и различными болезнями, невзгодами и лишениями. При этом человек должен благодарить Всевышнего Аллаха за Его блага, и проявлять терпение при невзгодах и лишениях. Таким образом верующий удостаивается довольства и воздаяний Всевышнего Аллаха, в чем и заключается суть его жизни. Это и есть ибада (поклонение)!
Все что имеет каждый из нас – дар Всевышнего Аллаха! Никто, кроме Всевышнего Аллаха, не может предопределить наше рождение, быть обладателем всего того, что так ценно для нас. Это здоровье, достаток, семья, благой рассудок, знание, работа и т.п.
И Всевышний Аллах говорит:
وَاشْكُرُوا لِي وَلاَ تَكْفُرُونِ
«Будьте благодарны Мне и не отрекайтесь от Меня». («Аль-Бакара», 152 аят)
Благодарность может выражаться как в словах, так и в действиях. Если кто-то уступил вам место в транспорте вы говорите ему: «Спасибо!» Такова ваша благодарность в словах. Вы помогаете тому, кто помог вам в трудную минуту. Такова ваша благодарность в действии.
Всевышний Аллах требует, чтобы мы были благодарный Ему, за Его блага, как в словах, так и в действиях. К примеру, мы, верующие, после принятия пищи, благодарим за нее Всевышнего Аллаха. Такова наша благодарность в словах. В целом же наша благодарность Всевышнему Аллаху, за даруемые Им блага, заключается в поклонении, которая заключается в подчинении Его приказам. Ведь Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُلُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ وَاشْكُرُوا للهِ إِنْ كُنْتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُون
«О, верующие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Всевышнего Аллаха, если вы Ему поклоняетесь». («Аль-Бакара», 172 аят)
وَاشْكُرُوا نِعْمَتَ اللهِ إِنْ كُنْتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ
«Пользуйтесь же, всем дозволенным и прекрасным, что Всевышний Аллах дал вам в удел, и возблагодарите Аллаха за милость, если вы поклоняетесь Ему». («Ан-Нахль», 114 аят)
فَابْتَغُوا عِنْدَ اللهِ الرِّزْقَ وَاعْبُدُوهُ وَاشْكُرُوا لَهُ
«Так ищите же пропитания у Всевышнего Аллаха, поклоняйтесь Ему и будьте Ему благодарны». («Аль-Анкабут», 17 аят)
Из сказанного не трудно заметить тесную связь между благодарностью и поклонением Всевышнему Аллаху!
Можно без конца перечислять причины, почему мы должны поклоняться Всевышнему Аллаху. Но суть всех причин сводится к одному – к благодарности Всевышнему Аллаху за Его блага, которые не может даровать никто, кроме Него. Кто даровал нам зрение? Кто даровал нам способность наслаждаться жизнью? Кто дарует нам то, что желает наша душа? Всевышний Аллах!
Непонимание этой истины и есть главная причина того, что человек не желает поклоняться своему Создателю.
Что же касается конкретно вашего случая, то главной причиной оттягивание с началом совершения пятикратного намаза заключается в вашем подчинении своему нафсу.
Нафс – эго, сущность человека, его «Я». Подчинение нафсу выражается в подчинении страстям, отрицательным чертам, к порицаемому, с точки зрения шариата, порокам и дествиям.
Нафс присущ каждому человеку. Но кто-то борется с ним и побеждает его, направляя свои чувства в правильное русло, кто-то же идет у него на поводу.
Человек, под воздействием нафса, бывает подвержен страстям, вожделениям и причинам, которые препятствуют ему приблизиться ко Всевышнему Аллаху. Одна из таких причин – это внушение нафсом мысли: «Ты не готов к намазу!» Возникает вопрос: «Когда человек может быть готовым к намазу?» В 20, 50, 70 лет? После пенсии? Сколько человек придумывают себе отговорки, чтобы лишь бы не совершать намаз? Именно отговорки, а не причины! Если это не так, то сколько верующих соблюдают пятикратный намаз, в то время, как их родственники, соседи, друзья, коллеги думают, что они не готовы к намазу? Все они работают, у каждого из них есть семьи, у каждого из них есть свои увлечения и интересы. Работа, зарплата, одежда идентичны. Никто из тех, кто совершает пятикратный намаз не является ангелом или же инопланетянином. Отличие лишь в том, что те, кто совершает намаз нашли в себе силы подчинить свой нафс!
Что же касается того, что коллеги призывают вас к намазу, то они желают вам самого большого счастья, а именно – чтобы вы удостоились довольства Всевышнего Аллаха в этом мире и вошли в рай в Ахирате! Что в этом предосудительного?! Разве было бы лучше, если бы они каждый раз звали вас выпить, к совершению прелюбодеяния, к воровству, к праздному времяпровождению и т.п.?
Следует помнить, что в конце концов, что бы мы не говорили и не думали, никто не вечен в этом мире! Все, кто верует во Всевышнего Аллаха и, кто не верует в Него, будет спрошен в Судный день за все его деяния! Поэтому чем раньше верующий начнет совершать намаз, тем лучше для него, тем больше будет у него воздаяний, тем больше его грехов будет прощено!
Абдуссамат Махат