Это слова основателя ханафитского мазхаба ахлю-сунны уал джамаа имама Абу Ханифы (рохматуллахи аляйхи). О достоверности того, что эти слова принадлежат именно имаму Абу Ханифе (рохматуллахи аляйхи) подтверждены многими известными учеными, такими как Ибн Абидин, Шамсуддин Аз-Захаби и др.
Имам Ибн Абидин (рохматуллахи аляйхи), давая пояснение этим словам имама Абу Ханифы (рохматуллахи аляйхи), сказал: «Само собой разумеется, что эти слова для тех, кто является из числа тех кто рассматривает имеет право рассматривать шариатские тексты и знает чем отличается мухкам (ясные утвержденные) от мансуха (отмененного)». («Ар-Рад Аль-Мухтар»)
Сегодня именно неглубокие познания в области науки толкают тех, кто отрицает правомерность четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа уаль-джамаа по разному интерпретировать это высказывание имама Абу Ханифы (рохматуллахи аляйхи) и обвинять его в искажении религии, в то время, как никто из признанных ученых, как прошлых веков, так и современности, признают имама Абу Ханифу (рохматуллахи аляйхи) в качестве ученого-муджтахида.
Ученый-муджтахид – признанный всеми ученый, достигший степени введения фетвы.
И трудно представить, после этого, что такой ученый, как имам Абу Ханифа (рохматуллахи аляйхи) стал бы искажать религию.
Ученый усуля имам Абу Исхак Аш-Шатыби (рохматуллахи аляйхи), в книге «Аль-Иътисам», сказал: «Никакой углубленный в науках ученый никогда не введет бидъа (нововведние, искажающее религию). Выдумывание бидъата бывает у тех, кто не владеет наукой». То есть, у невежды.
Как показывает практика, именно невежды могут обвинять того или иного ученого ахлюс-сунны уаль-джамаа в искажении религии, в то время как свое личное мнение, основанное на своем личном поверхностном исследовании, если конечно это можно назвать исследованием, того или иного вопроса фикха, хадиса и т.п., они могут приравнивать к иджтихаду. Следует заметить, что, во-первых: никто не нуждается в их иджтихаде, основанного на чтении переводов сборников «Сахих Аль-Бухари», «Сахих Муслим» и других книг на религиозную тематику.
Во-вторых: вопрос, затрагиваемый ими уже имеет ответы, данные учеными за более чем десять веков до его рождения.
В-третьих: никто не уполномочивал такого горе-ученого к опровержению мнения того или иного ученого, признанного всем мусульманским миром.
Все эти перечисленные доводы еще раз четко указывают на невежество тех, в привычке которых обвинение великих ученых уммы в незнании или в неправильном понимании какого-либо религиозного вопроса.
Остается напомнить, что для понимания слов имама Абу Ханифы (рохматуллахи аляйхи): «Когда хадис достоверный – это мой мазхаб»,-следует, как минимум, ознакомиться со смыслом сказанного с точки зрения усуля (основ фикха) и с мнением известных ученых, касающиеся данного вопроса.
В последующем мы постараемся более подробно познакомить вас с данным вопросом!
Абдуссамад Махат