Вопрос: является ли Ибн Таймия ашаритом?
Ответ: аль-ашария (الأشعرية): одна из основных школ ахлюс-сунны уаль-джамаа в области акиды (вероубеждения). Второй школой является аль-матуридия (المتردية).
Ашариты: последователи имама Абул-Хасана Аль-Ашари (рохматуллахи аляйхи) в вопросах акиды.
Матуридиты: последователи имама Абул-Мансура Аль-Матуриди (рохматуллахи аляйхи) в вопросах акиды.
Абул-Хасан Аль-Ашари (260-324 по хиджре): родился в Басре. До 40 лет был приверженцем мутазилитов, затем разошелся с ними во взглядах, после чего перебрался в Багдад, где резко обличал мутазилитов в их искажениях. Является автором целого ряда книг, около 100 сочинений, по различным аспектам акиды, каляма, толкованию Корана и фикху.
Такиюддин Ибн Таймия (661-728 по хиджре): родился в Харране (соврем. Турция). Из-за угрозы монгольского завоевания Харрана Ибн Таймия вместе с родителями переехал в Дамаск (Сирия), который во время монгольского нашествия стал научным центром мусульманского мира.
Изначально Ибн Таймия был представителем ханбалитского мазхаба.
В Дамаске Ибн Таймия, который будучи молодым, преподавал в медресе, стал высказывать свои личные взгляды касательно многих вопросов, которые в корне противоречили основным религиозным догмам, в результате чего вступал в конфликт как с учеными, так и с правителями, по причине чего несколько раз попадал в тюрьму. В последствии был вынужден перебраться в Египет, где его обвинили в антропоморфизме (ташбих) и также заключили в тюрьму.
Ташбих: уподобление Всевышнего Аллаха творениям.
Спустя некоторое время Ибн Таймия вернулся в Дамаск, где дважды подвергался тюремному заключению по причине своих нововведенческих взглядов, где и умер в 728 году и был похоронен на суфийском кладбище.
Да, сегодня салафиты, которые отрицают правомерность четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа и, вместе с тем, как ни странно, приписывают себя к ханбалитам, стараются связать убеждения Ибн Таймии со школой имама Ашари (рохматуллахи аляйхи). То есть хотят показать его ашаритом. То же самое касается и фикха, где салафиты стремятся показать Ибн Таймию ханбалитом. Но если быть беспристрастным, то является фактом то, что основная деятельность Ибн Таймии направлена именно против мазхабов имам Ахмада (рохматуллахи аляйхи) и имама Ашари (рохматуллахи аляйхи).
Является ли Ибн Таймия ашаритом? Судите сами!
Вот некоторые нововведения Ибн Таймии, которые в корне противоречат Корану и Сунне, следовательно вероубеждению ашаритов:
- Тасальсуль. То есть вера предвечную цепь творений. Ибн Таймия считал, что Всевышний Аллах постоянно творил что-то, даже до создания творений. Ибн Таймия утверждал, что Всевышний Аллах не творит из ничего, а напротив, создает одно творение из другого, то есть преобразовывая материю. («Нубууат», «Минхадж Ас-Сунна Ан-Набауия») Согласно же Корану и Сунне предвечность присуща лишь Всевышнему Аллаху!
- Конечность Ада. В конце своей жизни, будучи в заключении, Ибн Таймия написал книгу «Ар-Ради аля ман каля бифанаи аль-джаннат ва н-нар», в которой он подверг сомнению убеждение Ахлюс-сунны уаль-джамаа о том, что Ад и его муки никогда не исчезнут. Более того, он посчитал, что вечность Адских мук для неверующих, противоречит мудрости и милости Аллаха.
- Ибн Таймия утверждал, что Всевышний Аллах – это тело, имеющий границы, величину, высоту, ширину, вес, органы тела.
- По мнению Ибн Таймии Всевышний Аллах может быть только телом, поэтому Он сидит на Аль-Арше (троне) и соприкасается с ним.
- Существуют фетвы Ибн Таймии о дозволенности убивать мусульман по причине их разногласий в вопросах фикха, что в корне противоречит Корану и Сунне. Кто из праведных предшественником, то есть сахабов, табигинов и атбагут-табигин, убил кого-либо по причине разногласий с ним в вопросах фикха?!
Ни одно из этих вероубеждений Ибн Таймии не соответствует убеждению ашаритов, вероубеждения которых основываются на требованиях Корана и Сунны!