В средствах массовой информации, на порталах государственных учреждений, в выступлениях лидеров общественного мнения, а также везде, где речь идет о межконфессиональных отношениях и отношениях между религией и государством, понятие и содержание термина «cветскость» присутствуют неотъемлемо.
Казахстанская модель светских отношений, которая успела выстроится в нашем обществе, пример положительного взаимодействия между регулирующими социальными институтами. Самое главное, что в этом пространстве может достигнуть государство, это формирование светскости в мышлении общества, т. к. это основной показатель успешности данного направления взаимоотношений.
Понятия, касающиеся светскости, которые стали основными для Казахстана, это несомненно независимость государства от религии, а религии от государства. Несмотря, на независимость этих институтов друг от друга, сформированная в Казахстане модель взаимоотношений показывает взаимодействие и взаимопомощь между государством и религией.
Стоить отметить, что Казахстан сегодня является единственной страной мира, которое раз три года проводит съезд лидеров мировых и традиционных религий, что демонстрирует его открытость и сотрудничество, важность светских принципов.
14-15 сентября т.г. в г. Астана прошел VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий и в дни проведения этого духовного форума Казахстан собрал под свои шаныраком представителей практически всех крупнейших религиозных конфессий из разных стран мира за круглым столом для обсуждения актуальных вопросов религиозной сферы, религиозного образования, просвещения, профилактики насильственного экстремизма и т.д.
Светскость предполагает в себе воспитание нового поколения в духе толерантности, свободы совести и вероисповедания, не исключая прививания духовно-нравственных и религиозных ценностей.
В общественном мнении, несмотря на популярность использования всех вышеупомянутых терминов, встречается стереотипность их определения, как таковых. Светскость интерпретируется как антирелигиозность или же имеет понимание, связанное с литературным языком, а именно «светское общество», «светские балы», «высшее общество», «манеры поведения» и т.д., что конечно же не подразумевается сформированной в Казахстанской модели светскости, в отношениях с религией.
Светская модель предполагает, что она не связана с религией, общегражданские институты в государстве и в общественные отношения. Отсутствие в юрисдикции, суде и законодательстве, каких-либо религиозных законов, предписаний, канонов, которым должны следовать все граждане. Светскость — это равенство всех граждан между собой и перед законом, независимо от исповедания какой-либо религии.
Благодаря модели, сформированной в нашем государстве, различные конфессиональные религиозные направления добрососедский живут рядом друг с другом. Так же, молодежь имеет возможность получить светское образование для того, чтобы быть конкурентоспособными на мировой площадке и в праве выбирать свой духовный путь самостоятельно, взирая на свое мировоззрение.
Поэтому важно для поддержания устоявшихся межконфессиональных и межэтнических отношений сохранять и укреплять светские принципы в обществе и в государстве.
И.о директора КГУ Центр изучения и анализа проблем межконфессиональных отношений города Темиртау Первухина Рузалия Миннахатовна