Жертвоприношение (курбан) – в переводе с арабского означает “приближение”, то есть приблизиться к Всевышнему, совершая добрые дела.
Жертвенное животное должно быть здоровым и без изъянов. Во-первых, это отражает искренние намерения человека перед своим Творцом. Известно, что ни плоть, ни кровь жертвы не нужны Всевышнему, и только благочестие человека достигает Его. В то же время, когда человек ищет здоровых животных для жертвоприношения, он совершает богослужение.
Во-вторых, это поднимает дух бедных людей. Вместо того, чтобы подавать мясо животного, имеющего изъяны, благим делом является подать мясо здорового животного. Этим нуждающиеся люди почувствуют проявление уважения к себе.
Поэтому, для того, чтобы жертвоприношение было принято, шариат ставит следующие условия касательно жертвенного животного:
1. Приносить в жертву баранов, коз, крупно-рогатый скот или верблюдов.
Дозволено закалывать животных обоих полов. Лучше приносить в жертву мясистое животное, которое будет иметь хороший вкус.
Овец и коз закалывают от имени одного человека. Если человек закалывает двух овец, то получает сауаб как за два жертвоприношения. Верблюдов и крупный рогатый скот закалывают от имен от одного до семи человек. Об этом свидетельствуют слова Джабира (да будет доволен им Аллах): «Вместе с Посланником Аллаха мы закололи верблюда в Худайбии от имени семи человек и одного крупно-рогатого скота от имени семи человек» [1]. У всех семерых должно быть намерение совершить жертвоприношение и раздать мясо в качестве милостыни.
2. Приносить в жертву животное без изъяна
Недопустимо приносить в жертву слепое, одноглазое, хромое, слишком худое, не имеющее зубов животное, у которого отрезаны уши, хвост или более трети ушей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Животные со следующими изъянами не пригодны для жертвоприношений: с явным косоглазием, явной болезнью, хромые и истощенные» [2].
Животные без рогов, со сломанными рогами, проколотыми ушами могут быть принесены в жертву. Также дозволено забивать кастрированное животное. Мясо таких животных бывает жирным и вкусным, и это не является чем-то предосудительным [3].
Если выяснилось, что жертвенное животное имеет какие-либо недостатки, то его меняют на здоровое животное. Дозволено приносить в жертву животное, если во время забоя животному случайно выкололи глаз, или сломали ногу.
3. Приносить в жертву животное определенного возраста
Овцам и козам должно быть не менее одного года. Разрешено приносить в жертву шестимесячную крупную овцу, похожую на годовалую. Крупному рогатому скоту должно быть не менее двух лет, а верблюдам – пять лет [4].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не закалывайте ни что иное, кроме как «мусинну». Только тогда, когда у вас возникли сложности, можете заколоть «джаза`а-овцу» [5].
«Мусинна» это категория зрелого животного – для верблюда это пять лет, для крупно-рогатого скота – два года, для овец – один год. По словам имама Абу Ханифы, рахматуллахи алейхи, «джаза`а» применительно к овцам обозначает их шестимесячный возраст.
Хасан АМАНКУЛ