Вопрос: Какое дуа помогает успокоить сердце?
Ответ: Вопрос о дуа, успокаивающее сердце. Вероятнее всего здесь речь идет о чувстве беспокойства, грусти, страха и т.п. Да, есть определенная молитвы (дуа), которую следует произносить при беспокойстве, печали. Например:
اللَّهُمَّ أنا عَبْدُكَ ابْنُ عَبْدِكَ ابْنُ أَمَتِكَ فِي قَبْضَتِكَ، ناصِيَتِي بِيَدِكَ، ماضٍ فِيَّ حُكْمُكَ، عَدْلٌ فِيَّ قَضَاؤُكَ؛ أسألُكَ بِكُلّ اسْمٍ هُوَ لَكَ سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ أوْ أنْزَلْتَهُ فِي كِتابِكَ، أوْ عَلَّمْتَه أحَداً مِنْ خَلْقِكَ، أوِ اسْتَأثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الغَيْبِ عِنْدَكَ أنْ تَجْعَلَ القُرآنَ نُورَ صَدْرِي، وَرَبِيعَ قَلْبِي، وَجلاءَ حُزْنِي، وَذَهَابَ هَمّي
Перевод: О, Всевышний! Я раб Твой, сын раба Твоего и рабыни Твоей. Власть надо мной в Твоей деснице. Твое решение беспрекословно выполняемо в отношении меня и справедливо. Я обращаюсь к Тебе всеми именами, которыми Ты назвал Себя или упомянул в Писании Твоем, или открыл кому-либо из сотворенных Тобой, или теми именами, которые известны только Тебе. Я прошу сделать Коран весной сердца моего, светом души моей и причиной исчезновения моей грусти, прекращения моего беспокойства. (الأذكار النبوية للنووي)
اللَّهُمَّ إِني أعُوذُ بِكَ مِنَ الهَمّ والحُزن، وأعُوذُ بِكَ مِنَ العَجْزِ والكَسَلِ، وأعُوذُ بِكَ مِنَ الجُبْنِ والبُخلِ، وأعوذُ بِكَ مِنْ غَلَبَةِ الدَّيْنِ وَقَهْرِ الرّجالِ
Перевод: О, Всевышний! Я удаляюсь с помощью Тебя от беспокойства и печали, от немощности и лени, от скупости и трусости, от бремени долга и людского притеснения. (الأذكار النبوية للنووي)
Существуют и другие молитвы подобного смысла. Эти две молитвы приведены из сборника молитв Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), автором которого является имам Науауи (рохматуллахи аляйхи).
Существуют различные сборники дуа, то есть обращения ко Всевышнему Аллаху, самым известным и объемным из которых является «Аль-Азкарун-Набауийа» (الأذكار النبوية) имама Науауи (рохматуллахи аляйхи).
В этом сборнике имам Науауи (рохматуллахи аляйхи) приводит избранные хадисы, в которых повествуется о достоинствах и правилах дуа, как обращался Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ко Всевышнему Аллаху, что произносил в молитве и т.п.
Следует сказать, что любое обращение ко Всевышнему Аллаху благотворно влияет на духовное состояние человека. Обращение ко Всевышнему Аллаху определяется одним слово – зикр.
Зикр – поминание Всевышнего Аллаха.
Зикр, то есть поминание Всевышнего Аллаха может выражаться в действиях, произношении имен Всевышнего Аллаха, обращении ко Всевышнему Аллаху с мольбой и т.п.
Поминание Всевышнего Аллаха может выражаться в действиях: совершение намаза, соблюдение поста, совершение благодеяний, отстранение себя от совершения плохих поступков, осуждаемых шариатом и т.п.
Произношении имен Всевышнего Аллаха: Аллах, Ар-Рохман, Аль-Карим, Аль-Гафур и т.п.
Обращении ко Всевышнему Аллаху с мольбой: произношение различных молитв. При этом желательно, конечно, произносить молитвы из Священного Корана и хадисов. Но если человек не знает их, можно обращаться ко Всевышнему Аллаху своими словами. Главное, чтобы обращение ко Всевышнему Аллаху было искренним.
Одним из действенных обращений ко Всевышнему Аллаху является чтение Священного Корана. При этом нет ограничения в количестве читаемых аятов и сур Корана. Здесь действует принцип – чем больше, тем лучше! Можно читать как наизусть, так и из Корана. Можно в качестве зикра повторять какой-либо аят или же суру Священного Корана. К примеру, кто-то выучил суру «Аль-Фатиха». При желании, в качестве зикра, то есть обращения ко Всевышнему Аллаху, можно повторять эту благословенную суру.
Суть в том, чтобы зикр, то есть обращение ко Всевышнему Аллаху, был постоянным, вошел в привычку. Указывая на достоинство частого зикра наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَسْتَجِيبَ اللهُ لَهُ عِنْدَ الشَّدَائِدِ وَالْكُرَبِ، فَلَيُكْثِرِ الدُّعَاءَ فِي الرَّخَاءِ
«Кто желает, чтобы Всевышний Аллах ответил на его молитвы во время невзгод и печали, пусть часто обращается с молитвой к Нему во времена благополучия». (Тирмизи)
Проблема в том, что мы забываем Всевышнего Аллаха и вспоминаем о Нем, когда нас постигает тягость и горе. Такова натура человека! А ведь постоянный зикр, то есть поминание Всевышнего Аллаха, будь то действиями или же словами, в прямом смысле слова, является профилактикой невзгод, терапией духовного состояния человека! Поэтому мы должны воспринимать зикр Всевышнего Аллаха в качестве универсального инструмента решения наших проблем! И если зикр войдет в привычку, то не надо будет затруднять себя поиском той или иной молитвы. Ведь Всевышний Аллах сказал:
فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ
«Поминайте же Меня и Я буду поминать вас». («Бакара», 152 аят).
أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ
«А разве не в поминании Аллаха находят утешение сердца?» («Рагд», 28 аят).
Абдуссамад Махат