Вопрос: какие суры или аяты нужно читать, чтобы почтить умерших людей?
Ответ: почитание усопших – требование Ислама!
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не ругайте, не оскорбляйте умерших, они уже пришли к тому, что заслужили». (Бухари)
«Не ругайте, не оскорбляйте умерших, тем самым нанося боль живым». (Ахмад)
«Упоминайте лишь положительные качества ваших покойных и воздержитесь от упоминания их недостатков». (Абу Дауд)
Одним из способов почитания умерших является чтение Корана с намерением почтить их, посвятить им воздаяние за чтение Корана, помолиться за них после чтения Корана, так как дуа после чтения Корана обязательно принимается.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о дозволенности чтения сур «Ясин» и «Аль-Ихлас» у могил, указывал на дозволенность совершения хаджа и раздачи милостыни от имени покойника. Поэтому по мнению ханафитов чтение Корана с намерением почтить покойников дозволено. (Ибн Абидин, «Раддуль Мухтар») Такого же мнения придерживаются ханбалиты, маликиты и большинство ученых из числа шафиитов. При этом воздаяния за прочитанный Коран доходит до покойного независимо от того, читается Он рядом с покойным или вдали от него.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), проходя мимо одной из стен Медины или Мекки, услышал голоса двух человек, которые подвергались мучениям в своих могилах. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Их подвергают мучениям, и не за большой грех». Он (да благословит его Аллах и приветствует) помолчал некоторое время, а потом воскликнул: «Да, их мучают и за тяжкие грехи! Один из них не берегся от собственной мочи, а другой распространял слухи».
Потом он велел принести себе голую пальмовую ветвь, разломал ее на две половинки и воткнул их в могилы этих людей. Его спросили: «О, Посланник Аллаха! Зачем ты сделал это?» На что Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Возможно это будет облегчать их мучения до тех пор, пока ветки не засохнут» (Бухари).
Ученые, опираясь на упомянутый хадис, сказали, что данный хадис указывает на желательность (мустахаб) чтения Корана на могилах. Если от тасбиха дерева ожидается облегчение для умершего, то надежда и мольба Всевышнему Аллаху об облегчении для покойного благодаря чтению Корана более благодатно и вероятнее к принятию. А Аллах знает лучше (Абу Сулейман Аль-Хаттаби, «Аглям аль-Хадис»).
Что касается сур и аятов, которые следует читать, чтобы почтить умерших людей, то в этом вопросе нет определенных ограничений. Все зависит от намерения и искренности того, кто решил почтить умершего чтением Корана. То есть каждый вправе читать то, что он желает. Главное прочитать Коран согласно исламской этике и правилам таджуида. То есть без ошибок и искажений.
Некоторые этические нормы касательно чтения Корана:
- Чтение Корана ради довольства Всевышнего Аллаха.
- Размеренное, красивое чтение Корана.
- Чтение Корана в состоянии ритуальной чистоты. То есть с омовением.
- Чтение Корана в правильной позе. То есть сидя.
- Желательно читать Коран обратившись в сторону Киблы.
- Чтение Корана в чистой одежде, на чистом месте.
- После чтения Корана обращение ко Всевышнему Аллаху с дуа (молитвой).
Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, этот Коран – угощение от Всевышнего Аллаха. Примите же Его угощение по мере возможности. Коран – прочная вервь Всевышнего Аллаха, ясный свет и благотворное исцеление. Коран – защита для того, кто придерживается его, и спасение для того, кто следует ему. Коран не отступает от истины, чтобы его порицали, и не уклоняется в сторону, чтобы его исправляли. Его чудеса не прекращаются, и он не ветшает от частого повторения» (Аль-Хаким).
Абдуссамат МАХАТ