В прежние времена надгробные сооружения строились из сырого кирпича. По этому поводу наши предки говорил, что «это правильно, потому что со временем глина смывается дождем и сравняется с землей». Сегодня же все надмогильные сооружения как на подбор одно выше и краше другого, воздвигнуты сплошь из камня и твердых материалов. Скажите, какие есть правила и запреты при сооружении кладбищ?
В первую очередь, могилу ограждают для того, чтобы обозначить ее границы, во-вторых, предотвратить ее порчу, в-третьих, уберечь тело погибшего от зверей, а также порчи скотом. В отношении строительства надгробных сооружений в исламе существуют немало фетв. Сторонники различных мазхабов по своему дают толкование данному вопросу. Одни говорят, что «разрешается ограждать лишь одинокие могилы, но нельзя строить в больших кладбищах», другие же утверждают о возможности строительства мавзолеев над каждой могилой. Если некоторые ученые согласны с тем, что возведение над могилами известных религиозных личностей больших надгробных сооружений с куполами считается назиданием для живых, то другие, категорически выступают против подобного действия, предупреждая, что это является расточительством и приведет к ослаблению веры. И у каждого есть свои доводы и обоснования.
Строительство надгробных сооружений началось еще в первые годы исламской истории. Над многими могилами известных религиозных деятелей возводились мавзолеи. Величественные надгробия избранных сахабов (сподвижников) Пророка на кладбище «Жаннатул Баки» в городе Медина хранились вплоть до второй половины ХІХ века, то есть до появления ваххабитской идеологии.
Фетва ученых ханафитского мазхаба, разрешает воздвигать ограду высотой, превышающей уровень пупка человека, а также ставить пометки и надписи. Что же касается высотного сооружения, ханафитские ученые относят его к разряду «тахриман макруһ» (неодобряемый поступок, близкий к хараму).
Культура возведения надгробий нашего народа, формировавшаяся на протяжении долгих столетий, показывает, что наши предки не нарушали вышеуказанные правила. Народ строил возвышенные здания лишь над могилами известных религиозных мыслителей, в то время как захоронения прославленных лидеров и знаменитых мастеров красноречия ограждались ничем не примечательными купольными сооружениями. Для того, чтобы предотвратить могилы от затоптываний, большинство захоронений строятся в виде заборов, огражденных с четырех сторон. И сейчас благоразумные наши сограждане предпочитают ограждать могилы своих близких подобным способом. Воздвижение надгробья простых людей из простого кирпича-сырца тоже имеет свою необходимость. С течением времени кости умершего сгинут и вместе с тем кирпичи надгробья превратятся в пыль и обернутся в землю, и это не нанесет особого вреда.
Но, как говорится, «Заманына қарай – амалы» (в буквальном смысле: «Какое время – такие и поступки»), сейчас стало широко употребляться ограждение могилы железными заборами и возведение надгробных плит. Если не выходит за рамки приличия, то это тоже не противоречит культуре захоронения.
К сожалению, некоторые граждане не соблюдают сформированные веками кладбищенские правила и культуру захоронения. Для них построить над могилой предка роскошный мазар – принцип личного достоинства, бахвальства. Но это не является какой-то непоправимой ситуацией, и с помощью наставлений старейшин, а также назиданий имамов со временем все эти отношения можно привести в соответствие с традициями.
В прежние времена надгробные сооружения строились из сырого кирпича. По этому поводу наши предки говорил, что «это правильно, потому что со временем глина смывается дождем и сравняется с землей». Сегодня же все надмогильные сооружения как на подбор одно выше и краше другого, воздвигнуты сплошь из камня и твердых материалов. Скажите, какие есть правила и запреты при сооружении кладбищ?
В первую очередь, могилу ограждают для того, чтобы обозначить ее границы, во-вторых, предотвратить ее порчу, в-третьих, уберечь тело погибшего от зверей, а также порчи скотом. В отношении строительства надгробных сооружений в исламе существуют немало фетв. Сторонники различных мазхабов по своему дают толкование данному вопросу. Одни говорят, что «разрешается ограждать лишь одинокие могилы, но нельзя строить в больших кладбищах», другие же утверждают о возможности строительства мавзолеев над каждой могилой. Если некоторые ученые согласны с тем, что возведение над могилами известных религиозных личностей больших надгробных сооружений с куполами считается назиданием для живых, то другие, категорически выступают против подобного действия, предупреждая, что это является расточительством и приведет к ослаблению веры. И у каждого есть свои доводы и обоснования.
Строительство надгробных сооружений началось еще в первые годы исламской истории. Над многими могилами известных религиозных деятелей возводились мавзолеи. Величественные надгробия избранных сахабов (сподвижников) Пророка на кладбище «Жаннатул Баки» в городе Медина хранились вплоть до второй половины ХІХ века, то есть до появления ваххабитской идеологии.
Фетва ученых ханафитского мазхаба, разрешает воздвигать ограду высотой, превышающей уровень пупка человека, а также ставить пометки и надписи. Что же касается высотного сооружения, ханафитские ученые относят его к разряду «тахриман макруһ» (неодобряемый поступок, близкий к хараму).
Культура возведения надгробий нашего народа, формировавшаяся на протяжении долгих столетий, показывает, что наши предки не нарушали вышеуказанные правила. Народ строил возвышенные здания лишь над могилами известных религиозных мыслителей, в то время как захоронения прославленных лидеров и знаменитых мастеров красноречия ограждались ничем не примечательными купольными сооружениями. Для того, чтобы предотвратить могилы от затоптываний, большинство захоронений строятся в виде заборов, огражденных с четырех сторон. И сейчас благоразумные наши сограждане предпочитают ограждать могилы своих близких подобным способом. Воздвижение надгробья простых людей из простого кирпича-сырца тоже имеет свою необходимость. С течением времени кости умершего сгинут и вместе с тем кирпичи надгробья превратятся в пыль и обернутся в землю, и это не нанесет особого вреда.
Но, как говорится, «Заманына қарай – амалы» (в буквальном смысле: «Какое время – такие и поступки»), сейчас стало широко употребляться ограждение могилы железными заборами и возведение надгробных плит. Если не выходит за рамки приличия, то это тоже не противоречит культуре захоронения.
К сожалению, некоторые граждане не соблюдают сформированные веками кладбищенские правила и культуру захоронения. Для них построить над могилой предка роскошный мазар – принцип личного достоинства, бахвальства. Но это не является какой-то непоправимой ситуацией, и с помощью наставлений старейшин, а также назиданий имамов со временем все эти отношения можно привести в соответствие с традициями.
харам го