Семья – это основной источник воспитания. Первые уроки воспитания ребенок получает в семье, где формируется основа всего процесса воспитания нравственности и гуманизма человека. Традиции и высокие идеалы, передаваемые из поколения в поколение, прививаются и формируются именно в семье. Традиции любви и уважения к окружающим, ведущие к взаимопониманию между людьми, тоже формируются только в здоровой семье.
Большое значение в воспитании детей традиционно играло старшее поколение – бабушка и дедушка со стороны отца. Именно старики являлись хранителями традиций в семье, они старалисть передать их молодому поколению.
Наши предки, наложив девочкам в сорока домах запрет, «Қызға қырық үйде тыю», обращали большое внимание на их воспитание. Будущее всей нации видели именно в воспитании девочек – будущих матерей.
В казахской семье, если воспитанием мальчиков в основном занимались мужская половина (отец, дедушка, брат и.т.д.), то точно также воспитание девочек возлагалось на мать, бабушку, то есть әже.
Если мать учила свою дочь делам по домашнему хозяйству, чистоте, умению, аккуратности, то әже обращала больше внимания на духовное воспитание своей внучки.
Воспитание бабушки начиналось буквально с рождения девочки. До 5-6 лет, исполняли все обряды и традиции, связанные с девочками, ей заплетали косы, надевали серьги.
Подрастая, бабушка учила ее вышивать, вязать, сшивать лоскут и другим рукоделиям.
Каждая минута, проводившая рядом с бабушкой для девочки – практика на всю жизнь. Потому что наши бабушки, посадив рядом с собой внучку, теребя шерсть, рассказывали о своем жизненном опыте, о плохом, и о хорошем, из истории народа и тем самым подавали урок, пробуждали любовь к национальным традициям и обыячаям. Девочка все это осознавая и чувствуя, брала пример с бабушки и мамы. Именно они становятся для нее идеалом образа женщины-матери.
Девочки – это цветы жизни, девочки – это будущие матери, хранительницы очага, счастья и благополучия, от них зависит воспитание и будущее народа. Поэтому воспитание девочек наш народ осуществил не методом наказания, а самыми эффективными, простыми путями метода объяснения, различными способами агитации, поощрения, внушения, обучения, разучивания и т.д. В этих целях бабушки использовали сказки, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, ораторские речи и благословения, лирические песни, легенды и притчи и др. жанры устного народного творчества.
В казахской семье впитывая в своих девочек такие качества как уважение старших, вежливость, скромность, нежность большое значение придавали ее одежде, поступкам и поведению, манеру разговора.
С малых лет девочкам пытались осмыслить понятие слов «нельзя» и «будет стыдно», то есть «ұят болады». Так, нельзя пресекать дорогу старшим, нельзя говорить и смеяться громко, нельзя стучать посудой, нельзя стоять у порога и натягивать порог, нельзя лежать на спине, нельзя сидеть выше страших и.т.д.
Самым важным в воспитании девочек было понятие «честь». Девичья честь и уважение в народе считались признаками чистоты, благовоспитанности, добропорядочности, благородства и доброжелательности. Потому что сегодняшняя девочка – завтрашняя мать. А чистота и прочность потомства напрямую зависит от матери. Чистота душевная и телесная оберегала семью и была символом крепости семейных уз.
Таким образом, национальное воспитание играет важную роль в формировании наших будущих матерей. Оно является фундаментом в воспитании девочек. Ведь «воспитывая девочек, мы воспитываем целый народ».
Материал подготовлен Карамендиновой Айнур