Понимание учеными ахлюс-сунны уаль-джамаа текстов о сыфатах (качествах) Всевышнего Аллаха основывается на понимании саляфов (праведных предшественников), то есть сахабов, табигинов и атбагут-табигин. Понимание же саляфами текстов о сыфатах Всевышнего Аллаха, в свою очередь, зиждется на том, как Всевышний Аллах описал Себя в аятах Корана или устами Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Так, имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани сказал: «Все факихи (ученые) на Западе и на Востоке пришли к консенсусу и согласились на том, что необходимо верить в Коран и хадисы об атрибутах Господа, которые правдивые люди достоверно передают от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) без искажения, (подробного) описания и уподобления (творениям). Сегодня, если кто-либо разъясняет эти хадисы, то тем самым выходит за границы убеждений, которых придерживался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и отдаляется от общины мусульман. Потому что они не описывали (подробно) и не разъясняли их, а отвечали в согласии с тем, что говорится в Коране и сунне, после чего умолкали». (аль-Лялякаи, «Шарх усуль и’тикад Ахлис-Сунна»)
Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби сказал: «Что касается качеств (сыфатов), о которых ты спросил, и того, что говорится в Коране и Сунне по данной теме, то мазхаб предшественников заключался в том, чтобы подтвердить их (наличие) и пройти их поверхностно, отрицая, что они подразумевают материальный образ и подобие (Аллаха творениям)». («Аль-Гунья ан аль-калям ва ахлихи»)
Имам Ибн Куддама аль-Макдиси сказал: «Мазхаб предшественников, да пребудет над ними милость Аллаха, заключается в том, что необходимо верить в качества (сыфаты) Аллаха и Его имена, которыми Он описал Себя в аятах Корана или устами Своего Посланника, не добавляя ничего к ним, не убавляя и не переходя границ этого (описания), без разъяснения и без аллегорического толкования, которое противоречило бы внешнему значению». («Заммут-таъвиль»)
Таким образом получается, что саляфы, то есть сахабы, табигины, атбагут-табины утверждали наличие качеств (сыфатов), о которых говорилось в Коране и сунне, без искажения их и без разъяснения.
Следующим качеством саляфов было отрицание того, что Всевышний Аллах подобен или схож с творениями, как Он сказал: «Нет ничего, подобного Ему» (Коран, 42:11), или же: «Не придавайте же Аллаху равных» (Коран, 2:22).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), разъясняя смысл этого аята, сказал: «Равных» означает «подобных». Этого же мнения придерживались и другие ученые из числа праведных предшественников.
Концепция отрицание того, что Всевышний Аллах подобен или схож с творениями называется «танзих». Так, имам аль-Хатыб аль-Багдади, указывая на эту концепцию, сказал: «Что касается разговоров о сыфатах, а именно – о тех сыфатах, что приведены в достоверных сводах хадисов, то, поистине, саляфы подтверждают их и проходят поверхностно, отрицая наличие у Аллаха образа (кайфия) и подобия (ташбих) чему-либо. Одна группа полностью отрицала сыфаты, следовательно, они порицали то, что говорил Аллах. А группа людей, утверждающих сыфаты (мусаббитун), воспринимала их буквально, следовательно, они пришли в этом вопросе к уподоблению и приданию образа Аллаху. Мы же желаем проложить путь посредине, и религия Аллаха находится между крайностью и упущением. За основу в этом [вопросе берется тот факт], что рассуждения о сыфатах есть часть рассуждения о Сущности, посему здесь следует придерживаться тех же границ и примеров. Если общеизвестно, что подтверждение Господа миров является подтверждением Его существования, а не Его образа, то таким же образом подтверждение Его сыфатов – это лишь подтверждение их существования, а не их ограничение и придание им образа». (Имам Аз-Захаби, «Тазкират аль-Хуффаз»)
Следующим требованием в отношении сыфатов Всевышнего Аллаха является «тафуид».
Тафуид: оставить знание о смысле на волю Всевышнего Аллаха, не давая каких-либо разъяснений.
Так, имам Аль-Багауи, к словам Аллаха «кроме как того, что Аллах явится к ним, осененный облаками», сказал: «В подобных аятах лучше всего верить во внешнюю сторону этих слов, оставлять знание о них на волю Всевышнего Аллаха и верить в то, что Аллах, да будет возвышено Его имя, чист от качеств творений. Так поступали имамы-саляфы и ученые сунны. Суфьян ибн Уяйна сказал: «Все то, чем Аллах описал Себя в Своей книге, нужно читать и (после этого) смиренно молчать. Никто не имеет право толковать их, кроме Аллаха и Его Посланника». (Тафсир Аль-Багауи)
Суть тафуида в том, что:
- Тот смысл, который первым приходит на ум при упоминании качеств Всевышнего Аллаха, не подразумевается под ними. Потому что такой смысл не подобает Всевышнему Аллаху, а лишь материальным (сущностям), например, смысл «рука» в слове «йад», смысл «зрачок» в слове «айн», смысл «нижняя конечность, на которую тело опирается при стоянии и ходьбе» в словах «кадам» и «риджль». Ведь концепция тафвида отрицает, что Всевышний Аллах подобен творениям.
- У качества (сыфата) Всевышнего Аллаха существует смысл, который подобает Ему, однако Он не сообщил нам о назначении этого смысла. Аллах разъяснил, что знание смысла качеств надо оставить на Его волю.
- Следует оставлять на Всевышнего Аллаха знание об истинном смысле Его качеств, который соответствовал бы Величию Аллаха.
Ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа, поясняя суть «тафвида» у саляфов, выделяет именно три вышеуказанных аспекта.
И так, выше мы упомянули о трех главных качествах саляфов, то есть сахабов, табигинов и атбагут-табигин касательно сыфатов Всевышнего Аллаха. Это:
- Утверждение сыфатов Всевышнего Аллаха, о которых говорится в Коране и Сунне, без искажения их и без разъяснения.
- Танзих. То есть отрицание того, что Всевышний Аллах подобен или схож с творениями.
- Тафуид. То есть оставление знания о смысле на волю Всевышнего Аллаха, не давая каких-либо разъяснений.
Игнорирование этих трех правил в отношении сыфатов Всевышнего Аллаха непременно приводит к ташбиху (уподоблению Всевышнего Аллаха творениям) и таджсиму (приписыванию телесности Всевышнего Аллаха). В общем и целом, ташбих и таджсим является антропоморфизмом.