– Каких животных разрешается приносит в жертву?
– К жертвенным животным относятся:
- Овцы и козы;
- Коровы, быки и буйволы;
- Верблюды.
Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот – двухлетнего, а верблюды – пятилетнего. Из остальных животных курбан невозможен. Из названных трех видов животных можно приносить в жертву и самцов, и самок. Предпочтительным считается приношение в жертву барана и козла. Но если ягненок в шестимесячном возрасте наберет вес годовалого, то разрешается его жертвоприношение.
– Каких животных не допускают в качественного жертвенного?
Нельзя приносить в жертву одноглазых, хромых и больных животных.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Животные со следующими изъянами не пригодны для жертвоприношений: с явным косоглазием, явной болезнью, хромые и истощенные».
Дефекты, на которые нужно обратить внимание:
1) животное слепое на один или оба глаза;
2) хромое животное, которое отстаёт от здоровых и не может нормально питаться вместе с ними (если оно не отстаёт от здоровых, то жертвоприношение засчитывается, хотя лучше избегать этого);
3) оборваны одно или оба уха;
4) животное полностью без зубов или же большинство их выпали;
5) оба или один из рогов сломаны в корне;
6) целостность хвоста нарушена на половину или более, чем на 1/3 часть;
7) от рождения не имеющее уха или хвоста;
8) слишком бешенное животное, которое не может быть спокойным в стаде.
– Обязательно ли нужно участие имама перед закалыванием животного?
– Необязательно участие имама. Главное, при закалывании произнести следующие слова: «Бисмиллях. Аллаху Акбар!».
– Могут ли несколько человек вместе совершить жертвоприношение?
– Каждый человек может принести в жертву одного барана или одну козу. Жертвоприношение одного крупнорогатого скота или верблюда может совершить как один человек, так и группа людей, состоящая из семи человек.
Причем все члены этой группы должны сделать намерение принести жертвоприношение.
Сообщается со слов Джабира, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Корова приносится в жертву за семерых и верблюд за семерых».
В этом случае, компаньоны должны объединиться с намерением принести жертву ради Аллаха. Если кто-то из них ставит целью лишь купить мясо, то ни у одного из них курбан не будет действительным. Компаньоны по курбану должны, взвешивая, забрать каждый свою долю.
– Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?
– Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху. История этого обряда начинается еще со времен Пророка Ибрахима (а.с.). Всевышний Аллах для того, чтобы испытать Пророка Ибрахима (а.с.) и показать всем мусульманам пример покорности, повелел ему принести в жертву его сына Исмаила (а.с.). Когда Пророк Ибрахим (а.с.), был уже готов принести в жертву сына, Всевышний Аллах, испытав его покорность, ниспослал барана для жертвоприношения и сохранил жизнь Исмаила.
Сегодня, совершая жертвоприношение, мы делаем это как знак памяти о том, какую великую жертву готов был принести Пророк Ибрахим (а.с.). Мы также делаем это в знак благодарности за то, что Аллах сохранил жизнь Исмаилу (а.с.). Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути Пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс. Деньгами отдавать стоимость животного в качестве милостыни нельзя.
– Что нужно делать с жертвенным мясом? Тушу следует отдавать полностью или частично?
– Мясо жертвенного животного желательно (мустахаб) следует разделить на три части. Одну часть нужно оставить себе на нужды семьи, вторую часть оставить в качестве угощения для гостей, третью желательно раздать неимущим.
Однако не запрещается отдавать полностью тушу животного нуждающимся.
Кровь жертвенного животного в пищу не употребляют, также как желчный пузырь и половые органы животных.
– В какое время совершается жертвоприношение?
– Обряд жертвоприношения имеет свое определенное время. Нельзя приносить жертву раньше или позже этого времени. Жертва, принесенная раньше времени, подобна жертве, которую забили для себя, и не считается жертвоприношением. А если животное забито по истечении времени, то следует обязательно раздать все мясо в качестве садака, не оставляя себе[1].
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
Если человек, живущий в городской местности, отправил свое жертвенное животное в деревню, где не совершается Айт намаз, то будет правильней совершить жертвоприношение в этой деревне после рассвета. Это связано с тем, что учитывается место жертвоприношения, а не место жительства владельца жертвенного животного.
Если Айт намаз не проводится из-за сильного холода, паводковой воды, сильного снегопада или из-за других веских причин, то жертвенное животное забивают примерно после окончания Айт намаза, то есть через час после восхода солнца.
Жертвоприношение может быть совершено днем и ночью. Тем не менее, совершать ночью – макрух (недопустимо).
– Как поступать со шкурой животного?
– Шкуру животного можно оставить на собственные нужды или отдать в качестве садака. Категорически запрещено продавать шкуру и использовать деньги для себя, но можно отдать эти деньги в качестве садака.
– Где и как можно купить жертвенных животных?
– В каждой области и 3 городах республиканского значения акиматами определены места продажи и забоя скота в период Курбан айта, информацию о них можно получить с официальных сайтов акиматов или на сайтах областных мечетей.
Также с 2021 года Духовным управлением мусульман Казахстана разработан специальный сайт – для совершения жертвоприношения в онлайн-формате.
Желающие совершить пожертвование дистанционно могут выбрать жертвенное животное на сайте и перечислить необходимые средства по указанным реквизитам.
Весь процесс жертвоприношения будет проходить в режиме видеозаписи, как и полагается, будут произнесены имена заказавших ритуал во время молитвы. После видео будет отправлено заказчику.
Подобная практика проведения обряда жертвоприношения в онлайн-режиме внедрена в мусульманских странах.
Кроме того, посредством сайта все нуждающиеся горожане могут оставить заявку для получения жертвенного мяса, которое будет доставлено волонтерами.