Вопрос: Как начинающим можно правильно научиться совершать намаз?
Ответ: Ислам – религия социума! То есть человеческой общности, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения. В религиозной терминологии социум определяется как «джамаат» (верующие, группа верующих).
В основе любого социума, религиозного или же не религиозного, лежит единение людей в общество. Наша повседневная жизнь является отражением социума. К примеру, любой бизнес, любое предприятие, школы, общественный транспорт, государство, правительство, сенат, парламент и т.п. Все это является социумом!
Взаимная поддержка, взаимовыручка, взаимопонимание, соучастие, равноправие – являются важными элементами социума. Именно поэтому Ислам, основу которого составляют требования социума, призывает верующих к единению, единству, независимо от расы, цветы кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Именно поэтому в Исламе человек оценивается по его человеческим качествам и благочестию: «О, люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас – наиболее благочестивый». («Худжурат», 13 аят)
Большинство нарушений прав людей, даже в так называемых «цивилизованных, развитых» странах, происходит на основании цвета кожи. Ислам объявил такое убеждение ошибочным: «Нет преимущества у сына белой женщины перед сыном черной женщины. Ибо это проявится через благочестие и добрые дела». То есть Ислам определяет статус человека не по цвету его кожи, а по тому, как он умеет сдерживать себя от дурных поступков и совершать добрые дела в интересах большинства.
Одним из социумов в Исламе является коллективная молитва. В молитве все верующие, кем бы они ни были, престарелыми или молодыми, богатыми или бедными, начальниками или простыми служащими, какой бы они нации не были, какую бы страну не представлял, все равны перед Всевышним Аллахом. Все они стоят в одном ряду, совершают действия намаза за одним имамом.
Что касается обучения намазу, то самым удобным местом и временем является совершение его с джамаатом. Поэтому верующему, который желает научиться намазу, желательно приходить в мечеть и вместе с джамаатом совершать намаз. Что для этого требуется? Совершить омовение! Только и всего!
Омовению также можно научиться в мечети. Любой человек, который хочет научиться совершать омовение, может спросить об этом имама мечети, в обязанности которого входит обучение прихожан омовению, намазу и т.п. К тому же любой прихожанин, совершающий омовение, также может подсказать порядок его совершения.
Следует понять, что не каждый, кто совершает намаз в мечети с джамаатом, умеет самостоятельно совершать намаз. Среди них не мало тех, кто решил научиться намазу и понял, что самым удобным является присоединиться к джамаату в мечети.
Тот, кто не знает, как совершать намаз, придя в мечеть может встать вместе с другими в ряд, а затем повторять за ними движения намаза. Таким образом он на практике будет учиться таким действиям намаза, как ниет (намерение совершить намаз), такбир (произнесение слов «Аллаху акбар»), киям (стояние в намазе), рукуг (поясной поклон), сажда (земной поклон), приветствие в конце намаза и другим требованиям намаза. Если он ошибется в чем-либо, то никто не будет осуждать его за это, потому что каждый, кто в это время совершает рядом намаз, прошел через это! Разве не удобно таким образом на практике научиться намазу?!
Таким образом при частом посещении мечети, джамаат намаза, в человеке вырабатывается привычка социума, что способствует познанию им Ислама, в частности такого требования, как совершение намаза.
Совершением намаза с джамаатом также способствует заучиванию дуа (молитв) и сур, произносимым и читаемым в намазе. Таким образом, при желании, верующий в очень короткие сроки может научиться омовению и намазу!
Конечно, существуют различные методики обучению намаза, важным из которых является посещение занятий в мечети! Можно конечно купить самоучитель по намазу, но следует помнить, что ни одно пособие не может заменить живого общения с наставником, в данном случае с имамом или же устазом медресе. Ведь пособие может теоретически указать, когда и как совершать то или иное действие, но оно не в состоянии исправить ваши ошибки при совершении этих действий!
Абдуссамат МАХАТ