Вопрос: Как формировался государственный бюджет во времена Посланника Аллаха (с.г.с.)?
Ответ: В мусульманском обществе государственный бюджет называется «байтулмал», что в переводе с арабского языка означает «дом имущества». А фикх объясняет этот термин, как место хранения движимого и недвижимого имущества и денежных средств, принадлежащих государству, или собственность и капитал государства, находящихся под защитой закона.
«Байтулмал» состоит из имущества, имеющего материальную ценность, а также из поступлений и доходов в бюджет, государственных расходов и долгов.
Основоположником «байтулмала» в истории Ислама является Посланник Аллаха (с.г.с.). Всем известно о попытке мудрого Пророка (с.г.с.) построить в Мекке высшее политическое общество. В это время его последователи были лишь на уровне социальной группы. Поэтому тогда среди мусульман отсутствовало понятие «байтулмал».
Пророк (с.г.с.) в Мекке покрывал нужды бедных и неимущих слоев населения преподнесенными ему подарками и с помощью своих состоятельных сахабов. А в 622 году после обоснования мусульман в Медине и создания там нового исламского государства, в связи с потребностью общества началось формирование бюджета.
Первым доходом в бюджет исламского государства стала пидия, полученная за освобождение 70 мушриков, взятых в плен в битве при Бадре в 624 году с мекканскими мушриками.
Но Посланник Аллаха (с.г.с.) не стал хранить этот байтулмал, а раздал сахабам, участвовавшим в битве. В этот же год закят был признан долгом, и многие состоятельные мусульмане существенно пополнили байтулмал. Также бюджет исламского государства пополнили и военные расходы, полученные от племен Кайнука и Курайза.
К слову, ранее одна пятая часть военной добычи передавалась в байтулмал. Остальная часть раздавалась участникам войн в качестве оплаты за труд. В этой связи Аллах в аяте 41 суры «Анфаль» говорит: «Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам Посланника, сиротам, беднякам и путникам. Воистину, Аллах способен на всякую вещь».
Впервые байтулмал был пополнен недвижимым имуществом в 625 году после столкновения с племенем Надиров спустя полгода после битвы при Ухуде. Народы этого племени за невыполнение «Мединского соглашения» были изгнаны, а их земли перешли в байтулмал. Начиная с 9 года по хиджре налог жизия, взимаемый с представителей других религий, тоже стал статьей доходов в байтулмал исламского государства.
Средства из байтулмала Посланник Аллаха (с.г.с.) направлял на покрытие военных расходов, помощь бедному населению и заработную плату государственных служащих. Документы на недвижимое имущество и денежный капитал он хранил у себя дома (Бухари, Зекет, 20), а имущество в виде продовольствия – на верхнем этаже мечети в Медине (Муснад, V, 445, Муслим, Зекет, 161). Закят, полученный в виде скота, находился в местности Наки в окрестностях Медины (Бухари, Зекет, 6869).
На первых порах он сам отвечал за байтулмал, а в качестве помощников были святейшие Омар (р.а.) и Билял Хабаши (р.а.). После на эту должность он назначил Аттаба ибн Асидта.
Посланник Аллаха (с.г.с.) с большой ответственностью относился к имуществу бюджета и всячески защищал его. К примеру, когда его племянник Хасан (р.а.) собрался положить в рот хурму, переданную в байтулмал, Пророк (с.г.с.) воскликнул: «Сейчас же вынь изо рта, она не дозволена ни для Посланника Аллаха, ни для его семьи» (Муснад, І, 200).
Байтулмал является собственностью государства, поэтому прикладывать к нему руку считается для мусульман тяжким грехом. Благодаря строгому и ответственному отношению мудрого Пророка (с.г.с.) к государственной собственности, вновь созданное политическое общество ни разу не испытало дефицита бюджета и рецессии.
Мухан ИСАХАН
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ