Вопрос: Ассаляму аляйкум! В хадисе сказано: «К людям трех категорий не приближаются ангелы: к неверующего, что умер, к мужчине, умащенному благовониями, и к тому, кто в состоянии большого осквернения, пока он не совершит малое омовение». (Абу Дауд)
Следует ли понимать этот хадис дословно? Как, в таком случае, будет спрошен в неверный могиле?
Ответ: Уа аляйкумус-салям уа рохматуллахи уа баракатух!
В хадисе имеются в виду те, к кому не приближаются ангелы милости, и что милость и благодать не снисходит на них. Так как они не достойны этого. Поэтому хадис указывает на отвратительность их действий и отвратительность того состояния, которое заставляет ангелов милости отдаляться от них.
Что же касается ангелов смерти и ангелов, что записывают дела, то на них этот хадис не распространяется. Как и на ангелов наказания, на ангелов, которые приходят к мертвецу в могиле, и других ангелов, кроме ангелов милости.
Аль-Манауи (рохматуллахи аляйхи) сказал: «К людям трех категорий не приближаются ангелы», то есть ангелы, что нисходят с благодатью и милостью, что обходят и навещают рабов для того, чтобы слушать поминание Всевышнего Аллаха и тому подобное. Это не относится к ангелам-писцам. Они ни на мгновение не покидают половозрелого (обязанного соблюдать все предписания религии) человека и записывают все его благие и плохие деяния». («Файд аль-Кадир)
Поэтому данный хадис следует понимать так, как его разъяснили ученые. Из хадиса ясно, что ангелы милости и благодати сторонятся мест, где присутствуют указанные категории людей, и это своего рода наказание этим людям за их поступки.
Абдуссамат МАХАТ