Казахстанский историк Салтанат Асанова рассказала, как в традиционном казахском обществе обращались с келин и как складывались их отношения с родственниками мужа.
Ведущий научный сотрудник Института истории имени Шокана Уалиханова Салтанат Асанова отметила, что в традиционной культуре казахов большую роль играли родовые отношения. И потому женитьба в традиционном казахском обществе рассматривалась как союз между двумя родами и способ поддержки одного рода другим. Подобные родовые отношения сохранялись вплоть до начала 20 века, а вместе с ними и семейно-брачные отношения, которые рассматривались как социальный регулятор взаимоотношений между родами. Так как в обществе действовало правило на запрет браков между родственниками до седьмого колена, то браки почти всегда заключались вне рода и выбор будущих кудалар или сватов играл огромную роль. При этом романтические чувства самих жениха и невесты хотя и имели место, но при заключении брака играли небольшую роль, и прежде всего смотрели, насколько выгодным будет потенциальный союз. Молодые люди, являясь, по сути, субъектами этого процесса, при этом понимали его социальную значимость и старались не уронить себя в глазах родни супруга или супруги, так как по их действиям судили обо всем роде.
Невестка – чужая
“Хорошие отношения с родственниками со стороны невесты — это гарантия материальной и военно-политической поддержки со стороны ее рода. К келин относились с уважением, почтением, ни о каком рукоприкладстве по отношению к ней и речи быть не могло. Родственные отношения для казахов в целом являются притчей во языцех, только в языке существует 99 наименований для ближайших родственников. В этой системе слово “келин” происходит от слова “келгин”, то есть “пришлый”. Когда невестка только приходила в семью мужа, отношение к ней было очень настороженным. Родственники мужа воспринимали ее как чужую и старались оградиться от нее. Невестку оберегали, но от нее же оберегались, так как считалось, что она может принести в дом болезни или злые силы. Такое традиционное для казахов отношение не сходится с современным представлением о том, что келин сразу заставляли выполнять домашнюю работу и слушаться родственников мужа. Напротив, участия в домашнем хозяйстве в первый год невестка практически не принимала. Поддерживался некий статус-кво. Не зря наряд невесты у казахов является своеобразной имитацией воинского наряда. Перед уходом из дома проводился традиционный обряд плача келин. По сути, невеста уходила из своего рода и попадала в совсем чужой дом”, – рассказывает историк.
По словам Салтанат Асановой, положение невестки в доме мужа также могло зависеть от количества ее родни, количества братьев и богатства родителей. В любом случае к ней относились достаточно уважительно, но при этом отстраненно, даже ограждаясь специальными обрядами. Все менялось после первых родов, особенно если в семье ожидали мальчика.
Историк рассказала, что первые роды были важным моментом в жизни невестки, так как после них келин закреплялась в новой семье. В течение 40 дней после родов ей не разрешалось покидать юрту. Ее кормили специальным бульоном. Родственники мужа оберегали ее и ухаживали за ней, так как считалось, что эти 40 дней она находится между жизнью и смертью.
В отношении келин в первые годы замужества были и другие особенности. К примеру, ей не разрешалось называть по именам мужскую часть семьи мужа. Она должна была придумать иносказательные имена для обращения к ним. Скорее всего, это идет еще со времен тенгрианства, когда люди считали, что настоящее имя открывает душу человека для злых духов. По тому, насколько остроумными и интересными будут придуманные невесткой имена, оценивали ее эрудицию и красноречие, добавляет исследователь.
Эксплуатировать келинок начали с 20 века
“Ужасное отношение к келин, эксплуатация ее в качестве дешевой рабочей силы не применялось к девушкам, которых сосватали кудалар с соблюдением всех обычаев. Моя бабушка и другие родственники старшего поколения рассказывали мне, что они практически не видели своего первого ребенка, так как его сразу забирала и воспитывала сноха. После родов они лежали в юртах, вышивали, ходили в гости. С рождением следующих детей количество домашних забот, конечно, увеличивалось. Ученые связывают изменение отношения к женщине в семье с более поздними временами, завоевательными походами в период казахско-джунгарских войн. В это время захватывали много пленных женщин, монголок и калмычек, которые оставались в качестве военных трофеев и рабынь. Отношение к ним в качестве дешевой рабочей силы, которую не жалко и не берегли, позже, уже в советское время, трансформировалось в пережитки, которые мы наблюдаем сегодня”, – рассказала ведущий научный сотрудник Института истории.
Историк отметила, что в 20 веке традиционный казахский аул сильно маргинализировался. Испытания, выпавшие на долю народа за прошедшее столетие, а также советская модернизация нанесли непоправимый ущерб традиционным устоям. Голод, войны и резкое изменение образа жизни серьезно поменяли общество. За короткое время, по выражению Асановой, “казахи создали себя заново”, перейдя от кочевников к оседлым колхозникам. Сказались и факторы генетической селекции, когда лучшие умирали в период голода, войн и репрессий или покидали село и осталась та часть, которая сохранила из всех обычаев далеко не самые лучшие, но рассчитанные на трудные и тяжелые времена. Еще в советское время об этом говорили и сейчас говорят, что такое неуважительное отношение к невесткам – это пережиток, причем пережиток не самый лучший, появившийся в период кризиса казахского аула.
“Мы как этнос резко изменились в 20 веке. Если до этого вели один образ жизни, то потом его резко сменили. Поэтому многие пережитки, которые сейчас сохранились в отношении к келин, являются неправильными и ошибочными. Статус казахской женщины, и особенно молодой женщины, которая только пришла в семью, был очень высоким и почитаемым, ведь она должна была обеспечить род наследниками”, – добавила историк.
Отношения со свекровью и поклоны
По словам Асановой, свекровь для невестки считалась второй матерью, а иногда даже лучше, чем родная мать. В родовом обществе свекровь, являясь матерью мужа, была главой женской части рода. Именно поэтому ей выражали почтение через “салем беру” или “салем салу”, то есть поклон невестки. Это форма высказывания почтения старшей по роду. Как отметила историк, это ничем не отличалось от поклонов, которые приняты в аристократической среде в Европе. В бытовом же отношении при жизни в родовом обществе невестка и свекровь практически не сталкивались, так как жили в разных юртах. Отношения были более обрядовыми, нежели межличностными. При этом после перехода казахов к оседлому образу жизни это изменилось из-за того, что две женщины, по сути, оказались в одном доме, в более тесных условиях.
В целом отношение к женщине в кочевом скотоводческом обществе отличалось от такого в оседлом. Так как мужчины в основном занимались войной и защитой пастбищ, на плечи женщин ложились все заботы о быте и процветании рода – обеспечение благополучия и пропитания стариков и детей, установка и сбор юрты, перевозка имущества на новое место. Статус женщины в таком обществе был высоким, и она была полноправным партнером мужчины. Отражением этого стали народные пословицы и поговорки, такие как о трех богатствах – “үш байлық” – казахского мужчины: здоровье, жена и скот. Как отметила историк, к выбору супруги подходили тщательно, так как понимали, что она будет подспорьем и опорой для семьи. Именно поэтому женщин в поэзии и литературе оценивали не по красоте, а по уму и остроумию.
Калым и многоженство
Салтанат Асанова отметила, что в традиционном казахском обществе существовал “институт калыма”, то есть выплаты выкупа за невесту, однако нельзя воспринимать его как покупку женщины в буквальном смысле. По сути, это было возмещение семье невесты ущерба, который они несут, теряя женщину и передавая ее в другой род. При этом размер калыма зачастую компенсировался размером “жасау”, то есть приданого. Чем выше было это приданое, тем больше был социальный статус и независимость невесты в семье жениха. К примеру, в качестве приданого родители невесты могли передать юрту со скотом и всем необходимым для семейной жизни молодоженов.
“В казахском обществе также существовала полигамия, или многоженство, причем появилось оно еще до принятия ислама. Богатые люди имели несколько жен, так как им были нужны хозяйки, чтобы приглядывать за многочисленным имуществом или большим количеством скота. Такой человек мог иметь две-три жены, и каждая жила в своем ауле, а хозяин утром объезжал свои владения. Никто не ютился в одной комнате, разные жены зачастую даже не встречались друг с другом. По принятым обычаям взять вторую жену официально можно было с разрешения старшей жены. При этом сватовство проходило через те же обряды и стадии, как при первой женитьбе, с калымом и всем прочим. Полигамия и в наши дни встречается в некоторых обществах, а для кочевников она была обычным явлением. Иногда старшие жены сами выбирали мужу токал, так как с возрастом уже не могли справляться с хозяйством”, – рассказала Салтанат Асанова.