Традиционное мышление об исламе представляет эту религию как универсальную традицию. Но что подразумевается под универсальным? И на каком основании ислам определяется как универсальная система убеждений?
Краткий анализ литературы предполагает, что универсализм в случае с исламом определяется как присутствие религии во многих географических регионах и среди множества различных культур.
Другая точка зрения заключается в том, что ислам универсален, поскольку его заветы действительны для всего человечества.
Оба подхода имеют общую проблему. Если вера универсальна только потому, что она представлена во многих местах или среди множества групп, почти любую идею можно назвать универсальной. Действительно, был бы очень короткий список не универсальных идей.
Ислам был типичной универсальной системой мышления до XIII-го века. Многие мусульманские ученые были связаны с греческой философией, и их участие привело к важным синтезам, которые изменили ход человеческой интеллектуальной истории. Не только мусульманские философы, такие как Аль-Фараби и Авиценна, но и такие ученые, как Абу Хамид аль-Газали, которого, как правило, больше ценят традиционные мусульмане, активно участвовали в этом интеллектуальном диалоге с греческой философией.
Интеллектуальное взаимодействие с другими традициями является ключевым показателем того, что культура не является закрытой или направленной внутрь, а является универсальной.
Точно так же Ислам инициировал еще одно грандиозное интеллектуальное взаимодействие с традицией Сасанидов после XIII-го века. Хотя этот этап привел к некоторым негативным результатам в отношениях между государством и обществом среди мусульман, он снова стал показателем того, что ислам является универсальной системой.
То, что мы сегодня видим, как Золотой век исламских обществ, был временем, когда ислам был связан с другими традициями.
Например, Аль-Бируни, который символизирует Золотой век исламских обществ в науке, сам был инициатором интеллектуального взаимодействия ислама с другими традициями, то есть индийской культурой. Он даже написал книгу об индийской культуре и обществе, проведя время в Индии в начале XX-го века.
Ислам не был цивилизацией, в которой мусульмане жили изолированно во внутренних обществах, не связанных с другими культурами.
Сейчас же в наше время мусульмане имеют отрицательный имидж интеллектуального взаимодействия с другими культурами.
Ислам сегодня – это глубоко внутренняя система мышления, главным образом потому, что современные исламские группы, ордена или партии против интеллектуального взаимодействия с другими большими традициями.
Вместо этого современные акторы рады извлечь выгоду из внутреннего статуса ислама, поскольку он помог ортодоксам в исламе консолидировать свои избирательные группы.
Интеллектуальное взаимодействие с другими культурами или системами с целью создания синтеза возможно только тогда, когда общества готовы учиться у других. Но к сожалению, современные исламские движения в основном определяют ислам как самодостаточную и замкнутую систему мышления, которой не нужно учиться у других. Таким образом, универсальность ислама серьезно ослабевает.
Исламские акторы должны понимать, что наличие некоторых сетей в разных странах недостаточно для утверждения универсализма. Вопрос в том, способны ли мусульмане начать интеллектуальное взаимодействие с другими традициями или даже имеют ли они такое намерение.
«Общество джахилийя», концепция, разработанная Саидом Кутбом в его более поздних работах, может быть полезно для понимания того, как современные исламские акторы не заинтересованы в интеллектуальном взаимодействии с другими традициями.
Хотя концепция джахилийи Кутба была ошибочной по многим причинам, она сыграла большую роль среди современных мусульман. Соответственно, состояние многих обществ, в том числе многих мусульманских, является невежественным. В соответствии с подходом Кутба современные исламские акторы разработали внутреннюю интерпретацию ислама, где они не заинтересованы учиться у других, вместо этого их приоритет состоит в том, чтобы учить этих «невежественных» людей самим.
Многие мусульмане ошибочно думают об универсальности, как будто это типичное государство, которое никогда не исчезнет. Это не верно. Идеи и традиции со временем могут потерять свои универсальные характеристики. А ислам сегодня серьезно страдает с точки зрения наличия универсальных характеристик и интеллектуального диалога с другими традициями.
Гокхан Бачик