Хаким Абай сказал в своем слове-назидании: «Когда все отправятся в Махшар, Всевышний Аллах говорит, что поставит всех паломников, мулл, суфиев, великодушных людей и мучеников в ряд, и спросит с них. Говорит, что раздельно поставит паломников, мулл, суфиев, щедрых людей и мучеников, которые были таковыми для того, чтобы быть почитаемыми и уважаемыми в этом мире. Говорит, что отделил и тех, кто был таковым, чтобы получить одобрение Всевышнего Аллаха ради жизни вечной». Это – хадис.
В книге хадисов Имама Муслима, сподвижник Абу Хурайра (р.а) привел риваят. В хадисе сказано:
«Первым из людей, кого будут отчитывать в Судный день, будет мужчина, погибший смертью шахида (сражаясь на джихаде). Его приведут и напомнят о милостях, оказанных ему Всевышним Аллахом. Он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился. Мужчина ответит: «Я сражался на твоём пути, пока не стал шахидом». Всевышний Аллах скажет: «Ты лжёшь. Ты сражался, чтобы о тебе сказали: «Храбрец», и это было сказано». После чего его потащат лицом по земле и бросят в огонь.
Затем приведут мужчину, который получал знание, передавал его другим и изучал Коран. Ему напомнят о милостях, оказанных Всевышним Аллахом, он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился. Он ответит: «Я получал знание, обучал ему других и изучал Твою Книгу, стремясь к Твоему довольству». Всевышний Аллах скажет: «Ты лжёшь. Ты приобретал знание, чтобы о тебе сказали: «Учёный», ты читал Коран, чтобы о тебе сказали: «Чтец», и это было сказано». После чего его потащат лицом по земле и бросят в огонь.
Затем приведут мужчину, которому Аллах дал большое состояние, все виды имущества и благ. Ему напомнят о милостях, оказанных Всевышним Аллахом, он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился. Мужчина ответит: «Я не оставил ни одного способа потратить имущество на Твоём пути». Всевышний Аллах скажет: «Ты лжёшь. Ты делал это, чтобы о тебе сказали: «Щедрый», и это было сказано». После чего его потащат лицом по земле и бросят в огонь». (Муслим).
Хаким Абай не просто так пояснил этот риваят. Данный хадис об искренности, являющейся основой поклонения. В каждом поклонении посвящать намерение Аллаху, не путать с каким-либо другим намерением – и есть искренность. В вышеприведенном хадисе упоминаются три человека: мученик, богатый человек и знаток Корана. Безусловно, искренность требуется от всех. Однако трое людей, упомянутых в риваяте, занимают особое место. Пожертвование своей жизнью за родину и религию требует большого мужества. Щедрость также очень полезна для страны. Само собой разумеется, что человек, посвятивший свою жизнь учению Корана, также важен. Однако само по себе такое упорство бессмысленно без искренности. Дела, совершенные тремя людьми, упомянутыми в хадисе, являются величайшими поклонениями в нашем Шариате. Если бы они совершали это искренне, то они были бы в Раю.
В Священном Коране раскрывается смысл искренности: «Им было приказано лишь поклоняться Аллаху — искренне лишь Ему одному…». (98:5)
Искренность означает чистое, без примесей. Следовательно, искренность есть дух поклонения. Именно искренность отличает поклонение от простых деяний. К тому же, только искренность может сделать поклонение простым деянием, а обычное деяние возвести в статус поклонения. Например, пост для похудения не является поклонением. Точно так же молитва с целью упражнения — это не поклонение.
Суть высказываний в том, что Имам Ахмед (р.а) определял искренность как «то, что вы делаете без какой-либо мирской цели».
Несомненно, искренность – это дело сердца. Чтобы достичь ее, нужно воспитывать свой нафс. Ученые сказали, что не было ни одного дела труднее, чем добиться искренности. Следовательно, это указывает на трудность формирования искренности в сердце. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, Всевышний Аллах принимает только те деяния, которые были выполнены с искренностью (ихласом) только ради Его довольства». (Насаи)
Главный имам мечети Калкаман-2 Руслан Камбар