Имеет ли какие-то права женщины в исламе?
Сегодня в обществе формировалось ошибочное мнение по отношению прав женщин в исламе. Притесненная, не имеющая никаких прав, находящаяся под домашним арестом. Именно так большинство людей представляют мусульманскую женщину. Так ли это? Есть ли вообще права женщин в исламе?
Из истории известно, что положение женщин в доисламском периоде было в плачевном состоянии. В те времена в арабском обществе женщины не имели никаких материальных и моральных прав. К ним относились как к вещи. Их могли продавать, дарить друг другу, и даже закопать живьем, дабы они позор семьи.
Но с приходом ислама все кардинально изменилось. В Век счастья женщина была возвышена на заслуженное почетное место, ей были вверены дела в соответствии с ее натурой, и снова было признано ее значение в общественной жизни.
Ислам является единственной религией, которая по-настоящему ценит права женщины. И Священный Коран, и сунна благословенного Пророка Мухаммада, и история ислама, показывают, что самого возвышенного уровня женщина достигла в мусульманских обществах. Действительно, в исламе женщина обладает уникальным положением, которого никак не найти в других системах. Даже самые развитые общества современности не могут соревноваться с ним в этом вопросе.
Если говорить с моральной точки зрения, подобно тому, как нуждается ночь в дне, лето в зиме, а небо в земле, так и он был создан с потребностью в ней, а она – в нем. Пророк Мухаммад (с.а.с.) выразил эту истину так: «женщина – половина мужчины».
Следовательно, мужчина и женщина образуют две равные половинки человека, но никак не одинаковые. Есть различия между ними в их натуре, физической силе, духовном мире и психологии. Но мужчина никак не более развитое и зрелое биологическое состояние женщины, как и женщина – менее развитый вид мужчины. И он и она являются отдельными, но нуждающимися друг в друге людьми.
Коран велит мужчине относиться к жене бережно, мягко и милосердно. Он обязан содержать жену в материальном плане и заботиться о ней. А женщина обязуется продолжать род, вопитывать детей и исполнять домашние дела свойственные женщинам.
Женщина в первую очередь – мать. И следующий хадис: «Рай находится под ногами матерей», указывает, что ислам ставит женщину на самое возвышенное место.
На вопрос «Имеет ли женщина в исламе право работать?» ответ таков. Согласно исламу, роль женщины в этом мире не ограничена лишь домашними делами и воспитанием детей. Она имеет такое же право как и мужчина, и в моральном и в материальном плане. Она свободная и самостоятельная личность. Помимо своих семейных, материнских обязанностей, она в праве участвовать во всех сферах жизнедеятельности общества.
Ислам ни в одном аспекте не обделил женщину. Учитывая ее физические возможности и особое положение, и из чувства сострадания он освободил ее от некоторых обязанностей. Ее женственность никак не ограничивает и не устраняет ни одну из ее правоспособностей и компетенций. В какой степени мужчина обладает правом выражения своего мнения, в такой же степени этим правом обладает и женщина.
Как некрасиво и непочтительно считать женщину объектом, только рожающим детей или посудомоечной машиной либо кухаркой.
Но и будет неправильно, взяв на основу равноправие мужчин и женщин, взвалить на плечи все обязанности на женщину и отправить ее работать куда угодно, лишь бы зарабатывала.
В связи с этим согласно исламу, категорически неверно понимание, которое заключает женщину между четырьмя стенами дома и полностью изолирует ее от общественной жизни. И ошибочно говорить, что если женщины равны с мужчинами, то пусть и они будут работать наравне с мужчинами. Женщина может работать на любой работе с условием принятия во внимание ее физиологических и психологических особенностей. Но и женщина, и мужчина должны знать, что жизнь проживается вместе и состоит из деления всем между ними, так же как и раздела труда. И он, и она должны делать работу, которая им по плечу и соответствует натуре, и всегда помогать друг другу.
Так почему же некоторые читают женщин в исламе как выше сказано, притесненной, бесправной? Главная причина этого ошибочного мнения – в неверном истолковании и практиковании религии. Ислам никоим образом не причастен к искажениям и отклонениям в суждениях по этому вопросу. Поэтому следует обязательно исправлять и избегать таких ошибок в практике ислама.