Основной причиной ошибочных воззрений шейха Ибн Таймии заключается в отсутствии “иснада”.
Иснад – это цепь передачи, ведущая к источнику. В данном случае к нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
Иснад играет важную роль в вопросах достоверности того или иного утверждения, связанного с вопросами религии.
Иснад – одна из особенностей, присущих исламским наукам, которая отсутствует в других религиях. Так как иснад аятов Корана через ангела Джабраиля (мир ему) и хадисов через Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), доходит до самого Всевышнего Аллаха.
Иснад присутствует и в передаче знаний учеными. Так, наставником сахабов был сам пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Через сахабов знания, переданные им Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), переняли табигины, от них атбагут-табигины, а от них последующие поколения ученых.
Что касается шейха Ибн Таймии (661-728 по хиджре), то его биографию можно разделить на два этапа.
Первый этап: получение знаний от ученых-ашаритов. Первыми наставнивами шейха Ибн Таймии были его дед и отец, которые были учеными ханбалитского мазхаба.
Второй этап: изучение философии и учения Ибн Каррама, основоположника течения каррамитов, что сыграло важную роль в присутствии в воззрениях шейха Ибн Таймии идей антропоморфизма.
Уже с ранних лет шейх Ибн Таймия начал практиковать вынесение фетв, в которых, кроме прочих вопросов, он стал затрагивать вопросы, связанные с сущностью Всевышнего Аллаха, что стало причиной обсуждения его фетв учеными, а в последующем и его ареста. Следует заметить, что большую часть своей жизни шейх Ибн Таймия провел в заточении из-за своих неординарных воззрений, противоречащих принципам ахлюс-сунны уаль-джамаа.
Сам шейх Ибн Таймия, а затем и его последователи, утверждают, что он придерживается стези праведных предшественников. То есть пути сахабов, табигинов и атбагут-табигин. Но так ли это на самом деле?
Вот что сказал сам шейх Ибн Таймия касательно своего вероубеждения после того, как создал свой манхадж:[1]
وأنا وغيري كما على مذهب الآباء في ذلك نقول في الأصلين بقول أهل البدع، فلما تبين لنا ما جاء به الرسول، دار الأمر بين أن نتبع ما أنزل الله أو نتبع ما وجدنا عليه آباءنا، فكان الواجب هو اتباع الرسول، وأن لا نكون ممن قيل فيه: وإذا قيل لهم اتبعوا ما أنزل الله قالوا بل نتبع ما وجدنا عليه آباءنا أولو كان الشيطان يدعوهم إلى عذاب السعير
«Я и другие, следуя учению предков, в двух принципах [2] выражаемся словами людей нововведений. Но когда нам стало ясно с чем пришел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), стал выбор между следованием тому, что было ниспослано Всевышним Аллахом и следованием тому пути, на котором мы обнаружили своих предков. И было необходимо следовать Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы мы не были из числа тех, о которых сказано:
وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنْزَلَ اللهُ قَالُوا بَلْ نَتَّبِعُ مَا وَجَدْنَا عَلَيْهِ آبَاءَنَا أَوَلَوْ كَانَ الشَّيْطَانُ يَدْعُوهُمْ إِلَى عَذَابِ السَّعِيرِ
-«Когда же им говорят: «Следуйте за тем, что ниспослал Всевышний Аллах!»,-они отвечают: «О нет! Мы будем следовать тому, чему следовали наши отцы». Неужели же последуют они за шайтаном, даже если он позовет их к тому, что влечет наказание адским огнем?» [3]
Последователи шейха Ибн Таймии утверждают, что он был ханбалитом, как в вопросах фикха, так и в вопросах акиды (вероубеждения)?! Но почему-то его последователи умалчивают о том факте, что шейх Ибн Таймия придерживался идей, которые в корне противоречили основным принципам ханбалитского мазхаба, в результате чего заслужил порицания как со стороны близких, так и со стороны ученых той эпохи.
О чем это говорит? Объясним! Дед и отец шейха Ибн Таймии, а также другие ученые, у которых он получал знания, были иснадом, то есть связующим звеном между ним и знаниями, полученных его предками и другими учеными от первых поколений мусульман. То есть от сахабов, табигинов и атбагут-табигин. Шейх Ибн Таймия сам, собственноручно, без какого-либо давления из вне, разорвал это иснад и стал выдвигать свои идеи, в основе которых лежали древнегреческая философия и идеи Мухаммада ибн Каррама Ас-Сиджистани, основоположника течения каррамитов, одного из разветвлений мурджиизма.
Возникает вопрос! Каким образом шейх Ибн Таймия и его последователи могут следовать Священному Корану и Сунне, если сам шейх Ибн Таймия, а посредством его и его последователи, разорвали иснад, то есть непрерывную цепочку получения знания, берущую начало от самого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которое нашло свое продолжение в передаче этих знаний сахабами табигинам, табигинами атбагут-табигинам, ими последующим поколениям ученых и таким образом эти знания дошли до деда, отца шейха Ибн Таймии и других его наставников? Ведь, на самом-то деле, шейх Ибн Таймия таким образом, перечеркнул все наследие Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и «начал все с чистого листа». То есть стал выдвигать идеи антропоморфизма, к примеру, приписывая Всевышнему Аллаху части тела. Стал говорить о тасальсуль. То есть стал выдвигать философскую идею о бесконечной цепочке творений в прошлом.
Вопрос! Кто из праведных предшественников, то есть сахабов, табигинов и атбагут-табигин утверждал о подобии Всевышнего Аллаха творениям? Кто из ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа до шейха Ибн Таймии говорил о бесконечной цепочке созданий в прошлом? Никто, ни сам шейх Ибн Таймия, ни его последователи, ни современные приверженцы саляфизма, не могут утверждать, что наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указывал на уподобление Всевышнего Аллаха творениям, что Он (да благословит его Аллах и приветствует) учил сподвижников философской идее о бесконечной цепочке творений в прошлом.
Если это не так, то последователи шейха Ибн Таймии должны опровергнуть сказанное тут! Причем опровергнуть не голословно, а полагаясь на доводы из трудов шейха Ибн Таймии!
Автор: Абдуссамад Махат
[1] Манхадж: методология, система, образ жизни.
[2] Вероятнее всего здесь речь идет о следовании Корану и Сунне.
[3] «Лукман», 21 аят. مجموع الفتاوى