Мухаммад Ихсан Огуз, великий ученый и мыслитель, родился 27 числа Рамадана 1304 года по хиджре (что соответствует 19 июня 1887 года по григорианскому календарю) в Кастамону. Его отца звали Атаулла, а мать – Хаджар. Его дед Хаджи Хафиз Ахмед и прадед Хаджи Мехмед Кастамону были удостоены почетной степени «Малый Хаттат» и «Большой Хаттат» соответственно. Поэтому их семью прозвали «Хаттатзаде».
После обучения в школах районов Деведжи Султан и Ярабджи Ходжа в Кастамону, он окончил начальную школу лицея и подготовительное отделение средней школы. Среднее образование он получил в военном училище Кастамону, относился к числу учебных заведений государственной важности. Это пятилетнее военное училище, в котором обучались на уровне лицея, считалось одной из важнейших и систематических школ той эпохи. Высшее образование он продолжил в медресе Зияийя в Кастамону. Он также получал индивидуальные знания у своего зятя Ахмеда Зияуддина, считавшимся уважемым ученым.
Он устроился на работу в почтовое отделение и стал государственным служащим. Свою службу здесь, он начал военным офицером, работал в различных ведомствах, был ответственным бухгалтером генерального директора, заместителем генерального директора, а также успешно занимал должность генерального директора, центром которого был Кастамону, который охватывал и управлял на тот момент шестью районами. Помимо этих обязанностей, там же в Кастамону, Ихсан Огуз работал секретарём лицея Мактаб-и Султаниси и преподавателем турецкого языка в военном училище. В войне за независимость (Истикляль) он получил важные должностные посты, связанные со связью. Он вышел в отставку 1 января 1938 года после тридцати трех лет государственной службы.
Господин Мухаммад Ихсан Огуз в своих трудах и интервью часто говорил о том, что «совершенная вера, полезные знания, благие дела, хороший нрав, а также сильная воля», являются базовыми принципами исламской религии, без которых он никогда не мог обойтись, и что только через эти добродетели можно сблизиться с Аллахом и получить Его довольство. Его жизненное кредо – «Быть избранным рабом Аллаха и быть избранным членом общины Пророка». Это понимание у него сложилось на основе глубокого осмысления Коранических аятов и изречений Пророка.
Труды Мухаммеда Огуза написаны Османским языком в виде арабской письменности, которые позже были переведены на латиницу. Работы связанные с его рукописным наследием по сей день ведет «Фонд Мухаммеда Ихсана Огуза», созданный с разрешения самого автора еще задолго до его кончины.
Хаттат – писатель-каллиграф.
Труды Мухаммада Ихсана Огуза:
Религиозная позиция учёного была основана на базе ханафитской религиозно-правовой школы, а вероубеждение соответствовало позиции Имама Матуриди. Неисчислимое наследие, которое он оставил после себя, также было написано в контексте этой религиозной позиции.
Опубликованные труды ученого на сегодняшний день
- Мифтаху’с-Са’ад
- Китабу’л-Хаза ве’л-хадер (издана на казахском языке)
- Байнул хақ уәл хақиқа..
- Фусуль-и Себъа
- Жизнь в обоих мирах
- Вахдет-и Вүжуд в суфизме
- шәрхүл Әсмаүл-нүснә
- Нұрул-Изәһ
- Екі Гавс-и Энам: Шейһ ‘Әлийю’с-Себти эс-Сейид Ахмед әл-Курди
- Махамат-ы һәдә ‘Абдүлхәлиһ әл-Гукдувани
- Әл-асиля уәл уәжиба
- Нутул жәлил-и мұхамадия
- Нутул жәлил-и ахмадия
- Нутул жәлил-и сыддық әкбар
- Мир’ат-и Имам Раббани
- әл-Хизбу’л-А’ам
- Весаилүс-Саадат
- Хизбу’л-Мунажат
- Пятьдесять четыре перевода фарза
- Мұхтасар Китабуль-Хаза ве’л-Хадер
- Покровительство дня и ночи священной пятницы
- Раджаб-и Шериф пен Лейле-и Регаиб Фезайли.
- Ша’бан-ы Шериф пен Лейле-и Бераттың Фезайлы
- Рамажан-ы Шериф пен Лейле-и Хадрдың Фезаили
- Толкование и перевод суры аль-Кадр (Предопределение)
- Рисале-и хуқуқ Валидейн
- Рисале-и Недәту’л-Мутеһайириин
- Шейх Ша’бан-ы Вели-и Халвети
- Пири сәни тарих-иШа‘бани Шейһи Муштафа-йы Черкеши
- Юнус Эмренің Терджеме-и Хали
- Упоминание о месте и празднике Шуһур-и Селәс
- Хак, Һурбан, Қа‘бетулла
- Мужахедат-ы Динийе
- Статья об Исм-и зат, Калима-и Нефи и Ис̱бат хақ
- Понимание семи аятов суры аль-Фатиха
- Шемаил-и Шерифе-и в период Мұхаммедийе
- Хақайқ сыфат жәлил илаһи Мұхамадия
- әл-Февзу’л-Кебиру’л-Ебеди фи Бейан-ы Усуль, ‘Ахәид, Ахкам және Месаил-и Дин-и Целил-и Ахмеди
- Мазхаб салаф
- Открытая религия ислама
- Китабу-з зикр
- Китабу’т-Тәуһид
- әл-Бурхан уәл иқан-ы бәян ирадә жүзия инсан
- Пять вопросов – пять ответов
- Великий Ислам
- Сыфатуллаһ
- Силсиләтүл арифин тәзкирату-с сыдқин
- Шерһ-и Хадис-и Һикир және Силсила
- Уәсилтүл нәжат муфассал ғылымхал
- Школа – Мулахас салафия
- Меселле-и Худсийе
- Письма Мухаммед Ихсана Огуза
- научная полемика в вопросе Вахдет-и Вүкудтың.
Помимо вышеизданных произведений, у Мухаммада Ихсана Огуза имеется множество трудов, которые еще не вышли в свет и не были переведены на латинский язык. В целях представления этих фундаментальных трудов на всеобщее обозрение, на базе теологического факультета Государственного университета Кастамону был создан «Исследовательский центр Мухаммада Ихсана Огуза», инструкция которого была опубликована в газете «Официальная» от 12 июля 2018 г. Центр -представляет личность Мухаммада Ихсана Огуза и использует его ценные труды в своих научных работах, а также создает возможности для тех, кто хочет проводить исследования в этом направлении.
В 2019 году Исследовательский центр Мухаммада Ихсана Огуза и Фонд Мухаммеда Ихсана Огуза совместно провели конкурс на соискание магистерских и докторских диссертаций под названием «Премия Мухаммада Ихсана Огиза за теологические исследования» с целью поощрения научной работы в области теологии.
Посвятивший более века своей жизни тому, чтобы «Стать избранным рабом Аллаха и быть избранным членом общины Пророка», несомненно считавшийся поборником истины Мухаммед Ихсан Огуз, умер 2 августа 1991 года (21 Мухаррам 1412) в 2:15 ночи, в ночь с пятницы на субботу. Он – отправился к Аллаху и Его Посланнику, которого он жаждал. Да помилует его Аллах.
Тимур НУСИПХАНУЛЫ,
Директор Академии по противодейтсвию религиозному экстремизму
при университете «Нұр-Мүбарак»