Мечеть Аль-Акса является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. По исламским верованиям, это вторая мечеть, которая была построена на Земле. В ней могут одновременно молиться до 5 тысяч верующих.
Справочно: Мечеть Аль-Акса в Коране упоминается и как центр Байт аль-Макдис, что означает «Святая земля» и «земля барака», то есть земля спасения и мира. Мечеть и ее окрестности в священной книге описываются как благословенные. Согласно исламскому мировоззрению, термин «благословенная земля» означает территорию, на которой Бог даровал физические и духовные блага, от которых может извлечь выгоду все сущее.
Сама мечеть Аль-Акса (с арабского – отдаленная мечеть. – «Профиль») находится на Храмовой горе Иерусалима в Палестине. При этом все зачастую путают его с другими религиозными объектами, находящимися на Храмовой горе.
Так мечеть Аль-Акса представлена в одном архитектурном комплексе с Куббат ас-Сахра, поэтому гиды часто ошибаются, указывая на его купола и говоря, что именно этот храм является третьей святыней ислама. Поэтому нельзя путать мечеть Аль-Акса и величественное здание, украшенное золотыми куполами, чье название Куббат ас-Сахра в переводе означает «Купол Скалы» — это 2 разных здания.
Аль-Акса имеет меньшие габариты, более скромный внешний вид и всего один минарет. Ее купол покрывают специальные свинцовые листы серого цвета, а внутри могут поместиться не более пяти тысяч молящихся. Однако скромные размеры мечети Аль-Акса несоизмеримы с тем важным значением, которое она занимает в исламском мире.
История строительства мечети
Мечеть сначала была маленьким молитвенным домом, который построил халиф Умар. По приказу халифа Абдул-Малика ибн Мервана начались работы по ее расширению, которые были завершены его сыном Аль-Валидом в 705 году. После землетрясения в 746 году, мечеть была полностью разрушена и восстановлена халифом из династии Аббасидов Аль-Мансуром в 754 году. Еще одно восстановление она пережила во время его преемника аль-Махди в 780 году. Другое землетрясение 1033 года снова разрушило большую часть мечети. Два года спустя фатимидский халиф Али аз-Захир построил другую мечеть, которая и стоит и по сей день.
Различные правящие династии арабского халифата периодически реконструировали здание мечети и строили дополнения к нему. Так у мечети появился купол, минбар, минареты. Реконструкции и ремонты потом проводились Айюбидами, мамлюками, Высшим мусульманским Советом и Иорданией.
Крестоносцы, которые захватили Иерусалим в 1099 году, использовали мечеть как дворец для иерусалимских королей. Рыцари-тамплиеры сделали из мечети в 1120 году штаб-квартиру ордена. Они перестроили ее в 7-нефную базилику и назвали “Храм Соломона”. Как мечеть Аль-Акса начала снова функционировать в 1187 году после завоевания Иерусалима Салах ад-Дином.
При реставрации 1938–1943 годов в мечети установили колонны из каррарского мрамора, подаренные Муссолини, и новый потолок – дар египетского короля Фарука.
Внутреннее убранство мечети Аль-Акса
На сегодняшний день в отреставрированной святыне много разнообразных колонн из камня и каррарского мрамора, соединенных арочными проемами. Они соединяют семь просторных галерей под одним куполом, куда можно зайти с семи разных сторон. Три галереи находятся в западном крыле, три – в восточном и одна – центральная.
Изнутри 17-метровый купол и верхняя часть стен облицованы искусно выполненной мозаикой, а нижняя декорирована белым мрамором. Это придает залам величественность и необыкновенную красоту. Кроме этого, подавляющее большинство всей утвари выполнено из золота, что также выглядит весьма впечатляюще.
Молитвенный зал мечети Аль-Акса богато украшен замысловатой резьбой, разноцветной плиткой и выразительной исламской каллиграфией.
Почему мечеть Аль-Акса так важна для мусульман
Ислам связывает с этим местом ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесение на небеса. Считается, что святыня построена в месте, на котором в 619 г. н. э. произошло чудо. Именно сюда был перемещен пророк Мухаммед, который вознесся к Богу и получил от него правила намаза. Вознесение пророка носит в исламской традиции название Мирадж и является одним из самых значимых событий. Именно поэтому Аль-Акса является местом, священным для всех мусульман.
В Коране также говорится о мечети Аль-Акса как о первой кибле – точке направления для молитвы. Там также сказано о ее центральной роли в событиях, которые должны произойти до Судного дня. Пророк Мухаммед и его сподвижники в первые дни ислама молились в направлении Аль-Аксы.
Историческая и религиозная значимость мечети Аль-Акса усиливается тем фактом, что на протяжении многих лет эта мечеть была для мусульман особым ориентиром, который называется киблой. В какой бы точке земного шара ни находился верующий, каждый должен совершать ежедневные молитвенные ритуалы и намазы в сторону точно установленного направления – киблы. Сейчас этой святыней является Кааба в Мекке, благодаря своим размерам и габаритам.
Аль-Акса – единственное известное место на Земле, где все пророки Аллаха совершали совместную молитву во главе с пророком Мухаммедом, придает этой мечети дополнительное значение, уточняют богословы.
Статус Храмовой горы
Храмовая гора является священным местом как для мусульман – из-за расположения на ней мечети Аль-Акса, так и для иудеев. Гора и прилегающая к ней Стена Плача – главные святыни иудаизма.
После первой Арабо-израильской войны 1948-1949 годов Восточный Иерусалим и весь Старый город перешли под контроль Иордании. В 1967 году Израиль захватил эти земли, но при этом на самой Храмовой горе была восстановлена деятельность Исламского религиозного комитета под эгидой Иорданского королевства.
В 1994 году, после заключения израильско-иорданского мирного договора, Иордания получила особый статус – защитника исламских святынь в Иерусалиме (он был подтвержден в 2013 году).
В соответствии с палестино-израильскими соглашениями 1993-1994 годов, право контроля над исламскими святынями на Храмовой горе получили палестинцы, однако ответственность за безопасность на Храмовой горе и прилегающих к ней участках несут израильские силы.
Согласно статус-кво, совершать молитвы там могут только последователи ислама, а немусульмане могут ее свободно посещать.
В последние годы радикальные иудейские группы посылают активистов в комплекс Аль-Акса для проведения групповых молитв. Мусульмане это расценивают как провокацию.
В мечеть пускают в основном тех, кто не может дать серьезный отпор в случае конфликта – пожилых мужчин. Многим мусульманам не разрешают посещать храм.
В текущем году Итамар Бен Гвир, министр нацбезопасности Израиля и представитель ультраправой партии “Оцма Йехудит”, выдвинул план по полному запрету прихожанам посещать Храмовую гору, оправдывая это не только соображениями безопасности, но и идеологическими причинами. Он считает, что нельзя допустить празднования победы ХАМАС на Храмовой горе, когда женщины и дети находятся в заложниках в Газе.
Реакция на выступление Итамара Бен Гвира вызвало всеобщее возмущение в исламском мире и комментарий МИД исламских стран, которые осудили его. Так в заявлении МИД Саудовской Аравии категорически отверг подобные заявления, которые были названы экстремистскими и провокационными. Министерство иностранных дел Хашимитского королевства назвало их «нарушением международного права и неприемлемой провокацией, которая требует твердой международной позиции».
Религиозный запрет
Запрет на подъем евреев на Храмовую гору исходит не из гражданского законодательства, а из религиозных предписаний, установленных раввинами. Этот запрет основан на опасении, что современные евреи могут нечаянно вступить на святое место, где когда-то находилось Святое святых (Кодеш ха-Кодашим) в разрушенном Иерусалимском храме. Согласно иудаизму, вход в это место без специальной ритуальной подготовки является грехом.
В Талмуде и других иудейских религиозных текстах указывается, что вход на территорию, где находилось Святое святых, строго ограничен. Сегодня большинство раввинов придерживаются мнения, что так как точное местоположение Святого святых неизвестно, весь участок Храмовой горы должен считаться запретной зоной для евреев.