Исторический Таласский курултай XIII века, положивший начало образованию Золотой Орды, Улуса Джучи, имеет самое прямое отношение к современной Жамбылской области.
О том, как это было, и о судьбоносном для Казахстана значении этого события в интервью рассказала жамбылский историк, археолог Галия Алимжанова.
— Известно, что Таласский курултай 1269 года стал поворотным событием в истории Казахстана. Почему для его проведения был выбран именно этот регион?
— Прежде всего, хочу отметить, что междуречье рек Шу и Таласа, город Тараз — это священная земля, на которой с древних времен происходили события, имевшие огромное значение не только для истории нашей страны, но и для мировой истории. И неудивительно, что Таласский курултай, первый великий курултай в Центральной Азии, собравший близ реки Талас, на стыке современных территорий Казахстана и Кыргызстана, представителей от династий Чагатая, Угэдэя и Джучи, прошел именно здесь. Удивительно другое — многим в нашей стране до сих пор не известен этот факт.
Махмуд Кашгари называл эту землю «Улуг Талас» («Великий Талас»). По Таласской земле не только проходили караванные пути Великого Шелкового пути, здесь были основаны Тюргешский каганат и государство Караханидов, в которых интенсивно развивались ремесла, культура, наука. Здесь в знаменитой Таласской битве 751 года сошлись две мощные на тот период цивилизации — Танский Китай и Аббасидский халифат, поддерживаемый Карлукским каганатом. Итогом сражения, упоминаемого во всех мировых учебниках, стало то, что был положен конец экспансии Танского Китая на запад и Аббасидского халифата на восток. Участок на реке Талас, где развернулась Таласская битва, в прежние годы охранялся государством как объект Жамбылской области, имеющий историческую ценность, объект этот имел свой «паспорт». Однако после делимитации казахстанско-кыргызской Государственной границы по обоюдному согласию сторон этот участок отошел к Кыргызстану. На Таласской земле в конце IX века, впервые на территории современного Казахстана, появился ислам, традиционный ханафитский мазхаб суннизма. В подтверждение сведений об этом историческом событии, зафиксированном в различных средневековых письменных источниках, в 2006 году в Таразе археологи обнаружили остатки самой древней мечети.
К сожалению, золотоордынская тема долгое время находилась вне широкого поля отечественной историографии. Этим занимался ограниченный круг ученых, в их числе советские историографы Василий Бартольд, Клавдия Пищулина, а также Вениамин Юдин, который в 80-е годы прошлого века опубликовал ряд своих изысканий. Тогда же была издана трилогия Ильяса Есенберлина «Алтын Орда». Из современных ученых-историков, которых привлекла Золотая Орда, можно назвать Жулдыз Тулибаеву, Александра Кадырбаева, Айболата Кушкумбаева, Радика Темиргалиева, Жаксылыка Сабитова и ряд других.
Наступило время восстановления и углубленного изучения этого интереснейшего исторического периода. Ведь Золотая Орда была уникальным полиэтничным и поликонфессиональным евразийским государством. И начиналось это государство на священной земле Таласа, когда по решению курултая правители нескольких улусов признали независимость друг друга, заключили союз и появились новые государственные объединения — новые улусы. Единая империя Чингисхана прекратила свое существование, в то время как Улус Жошы (Золотая Орда) обрел полную независимость.
— Можно подробнее — как это происходило?
— Инициатором курултая в 1269 году стал Хайду-хан, родившийся от Кашына — пятого сына хана Угэдэя. Хайду-хан правил на протяжении почти 30-ти лет огромной территорией, занимавшей бывшее государство Караханидов, сюда входил Чагатайский улус, это юг современного Казахстана, включающий современную территорию Жамбылской области, часть территорий современных Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Афганистана. Здесь в городах Тараз, Каялык, Алмалык, Кашгар, Хотан, Бухара, Самарканд чеканились и имели широкое хождение серебряные дирхемы, что говорит о значимости этих городов, в то время ведь не каждый город мог выпускать монеты.
Великая Монгольская империя разделилась на две части — восточную, где правил Хубилай, и западную, под властью Хайду, который выступил против Хубилая, и даже предпринимал против него несколько военных походов. Это продолжалось вплоть до смерти Хубилая в 1294 году.
Но именно Хайду-хан приложил много усилий для примирения и объединения потомков династий Джучи, Чагатая, Угэдэя, Толуя и других с целью возродить степную традицию кочевой государственности предков и «Великую Ясу» Чингисхана. Для осуществления этой идеи он пригласил к себе на курултай, в свой удел, на берега реки Талас, царевичей и нойонов от династий Чагатая, Угэдэя и Джучи.
До этого, как известно, Чингисхан еще при жизни поделил между своими сыновьями улусы, но после его смерти сыновья всё более и более отдалялись друг от друга, хотели независимости. Между чингизидами постоянно происходила борьба за власть, бывали и военные столкновения. Порабощенные народы временами выступали против завоевателей, да и трудно было управлять такой огромной империей, раскинувшейся на громадных пространствах. Распад империи становился неизбежностью.
В сочинении XIV века «Жамиг ат-тауарих» рассказывается, что «…весною 667 года хиджры (это 1269 год) все царевичи собрались на джайляу Таласа и Кенжека, там они пировали в течение одной недели, а на восьмой день провели курултай». Затем говорится о том, что Хайду напомнил участникам курултая о величии их общего предка Чингисхана, покорившего мир своим умом, мечом и стрелами, приведшего завоеванные земли к единому порядку и оставившего свою империю потомкам.
«Почему между нами должны быть несогласие и рознь?!» — сказал тогда Хайду-хан. «Правда на твоей стороне. С этих пор не будем вспоминать прошлое, справедливо разделим летние и зимние пастбища и поселимся в горах и степях, поскольку эти земли сильно пострадали от разрушений и не освоены», — ответил ему представитель Чагатайского улуса Барак, сын Чагатая и внук Чингисхана, как пишет летописец.
На Таласском курултае представители улусов Джучи, Чагатая и Угэдэя договорились о разграничении территорий. На обломках империи Чингисхана были созданы независимые улусы, в которых сохранилась система государственного управления, созданная Чингисханом. После Таласского курултая Менгу-Тимур, правитель огромного Улуса Джучи, провозгласил себя ханом и начал от своего имени печатать монеты, что уже говорит о государственной независимости.
Восточная часть Улуса Джучи сегодня является территорией нынешнего Казахстана, где в XV веке возникло государственное образование, которое называется Казахским ханством. И возникло оно тоже на территории современной Жамбылской области, в том самом междуречье рек Шу и Талас. Ханы Керей и Жанибек по разным политическим причинам откочевали от хана Абулхаира и обосновались в Могулистане, правитель которого предоставил им территорию в долине реки Шу. Именно здесь, в урочище Жайсан, которое находится на территории нынешнего Шуского района Жамбылской области, в 1465 году ханы Керей и Жанибек провозгласили создание Казахского ханства. Получилось так, что кочевые племена, ушедшие в Могулистан, получили прозвище «казак», которое впоследствии распространилось на всех подданных Жанибека и Керея, а со временем превратилось в этноним. Поэтому новообразованное ханство стало называться «казахским».
— В 2019 году в Казахстане широко отмечалось 750-летие Золотой Орды и Таласского курултая, инициированные Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым. Этому историческому юбилею в Таразе посвятили научно-практическую конференцию. Что там было примечательного?
— Следует отметить, что в тот год были выпущены в свет издания, посвященные истории и культурному наследию Золотой Орды. Это сборник научных статей «Золотая Орда: история, государственность, культурное наследие», пятитомник Рашид-ад-дина «Жамиғ-ат-тауарих» в переводе на казахский язык, а также «Историко-сравнительный словарь тюркских языков XIV века» Э. Наджипа, составленный на материале языка золотоордынского памятника литературы «Хосров и Ширин». Перевели на казахский язык и знаменитый средневековый труд «Сокровенное сказание монголов».
Международная научно-практическая конференция «Таласский курултай: история и память» проходила в Таразском государственном университете имени Мухаммеда-Хайдара Дулати и была посвящена Таласскому курултюй 1269 года и 750-летию Золотой Орды. На конференцию прибыли ученые из Казахстана, Кыргызстана, России, Турции, Узбекистана, Монголии, присутствовали представители посольств Кыргызской Республики Узбекской Республики. Прозвучали интересные выступления, были озвучены уникальные факты о 750-летии Золотой Орды, о Джучи хане, о Таласском курултае и его влиянии на традицию государственности и национальное сознание.
Изучать историю средневекового Казахстана необходимо в связи с эпохой Золотой Орды. Ведь, как свидетельствуют исторические факты, именно в этом время зарождаются этногенез, язык, культура казахов. Подтверждением этому могут служить наработки ученых в области историографии, археологии, этнографии. Даже наши шежiре, даже генетические исследования демонстрируют фундаментальное значение для истории казахского народа именно эпохи Золотой Орды.
— С какими сложностями сталкиваются казахстанские исследователи эпохи Золотой Орды?
— Сложность в том, что исторических документов, по сути, масса, но работать с ними не каждый исследователь сможет. Причин несколько. Эти документы в большинстве своем находятся в библиотеках других стран, очень много в Китае. Но не все они доступны, и не со всеми источниками наши ученые смогут работать. Нужны языковеды, которые в совершенстве владеют языками и смогут прочесть эти древние документы. Нужны современные кадры ученых историков, археологов, нумизматов, которые занимались бы исследованием именно эпохи Золотой Орды. Этим, прежде всего, должно заниматься государство. И изучение темы Золотой Орды необходимо начинать со школьной скамьи, чтобы наше подрастающее поколение знало свою историю.