В неопротестантской картине современного Казахстана особое место занимают “Свидетели Иеговы”.
Судя по количеству последователей, “Свидетели Иеговы” являются одной из самых популярных религиозных организаций. Какие факторы способствуют такой успешности – рассказывает в интервью доктор философских наук, профессор КарГУ им. Е. Букетова, аналитик консультационного центра Байжол Карипбаев.
– Байжол Искакович, как бы вы оценили современную религиозную ситуацию в Казахстане?
– Религиозная картина современного Казахстана чрезвычайно разнообразна. В последнее время в системе этого разнообразия особенно отчетливо прослеживаются тенденции, которые остаются на задворках нашего научного и практического интереса.
– Что вы имеете в виду?
– Когда мы говорим о серьезных вызовах, агрессивных дискурсах современной религиозной жизни в Казахстане, то мы, как правило, заводим речь об исламе в его радикализированном варианте, вспоминаем салафитов, ИГИЛ и явления, с ними связанные. Безусловно, это явление во многом определило современные политические тренды, объединило государства в борьбе с этим врагом. Особая роль в этом деле принадлежит Казахстану, который выступил с рядом миротворческих инициатив, обозначивших перспективу этой борьбы, важнейшие приоритеты в деле очищения ислама от чуждых ему признаков агрессии, неприятия иного верования, иной этической парадигмы.
В этой открытой бескомпромиссной борьбе с религиозными проявлениями экстремизма и терроризма нельзя забывать в целом о формировании в казахстанском обществе целостной духовной картины, отвечающей основным аксиологическим приоритетам нашего народа, нашего государства.
В этом смысле хотелось бы обратить внимание на формирующийся в Казахстане пласт неопротестантских движений, объединений и организаций. Понять суть их устремлений, мировоззренчески осмыслить основные постулаты вероучения, принять то, что укладывается в современные гуманитарные представления и противостоять тому, что ведет к дифференциации общества, к его расслоению по конфессиональным признакам – одна из основных научных и практических задач.
– На каком уровне в Казахстане представлены сегодня неопротестантские движения?
– В Казахстане в целом и в Карагандинской области в частности неопротестантские движения представлены достаточно обширно. Наиболее многочисленными являются пятидесятнические церкви. Рассматривая приоритеты святой Троицы, они считают незаслуженным невнимание в традиционных христианских учениях к Святому Духу. Поэтому одним из основных положений является утвержденная необходимость для каждого верующего пройти крещение Святым Духом.
В религиозной палитре современного Казахстана представлены и пресвитерианские церкви, учение которых основывается на Библии и Вестминстерском вероисповедании. Наиболее распространенной формой пресвитерианства в Казахстане является церковь “Грейс”, деятельность которой имела большой резонанс и вызвала различного рода скандальные истории.
В неопротестантской картине современного Казахстана особое место занимает религиозное направление “Свидетели Иеговы” – организации, деятельность которой запрещена сегодня в России. Деятельность данной организации вызывает неоднозначные оценки, экспертные заключения, мнения в общественном дискурсе. Ее идеология, по мнению экспертов, не соответствует основной христианской доктрине. Название свое организация связывает с именем Иегова – имя единого Бога, которое встречается в тексте Ветхого Завета. Не останавливаясь на основных догматах этого учения, хотелось бы обратить внимание на жизненные стратегии человека, предлагаемые аксиологемами этого вероучения.
Первое, что бросается в глаза, это достаточно отстраненные отношения с государством. Последователи этого учения не должны признавать государственную символику, им запрещено служить в армии. Строгий запрет наложен на возможность участия в различные рода государственных, социальных организациях, движениях.
Такая позиция, на наш взгляд, приводит к отчуждению последователей этого учения от социальных ценностей, от возможности как-то влиять на общественные процессы, проявлять внерелигиозную активность. В таких обстоятельствах происходит формирование групп людей, не разделяющих ценности независимого Казахстана, его важнейшие государственные, общественные и духовные приоритеты.
Последователи этого вероучения находятся в режиме двойного противостояния. Оценивая свое учение как единственно верное, они противопоставляют себя иным христианским учениям, то есть не интегрируются в общие ценности традиционных религий, исповедующих общегуманитарные идеалы и ценности нашего общества. Во-вторых, противопоставляют себя “мягко” государству, власти.
– К чему это, по-вашему, может привести?
– Такой режим существования, на наш взгляд, не способствует расширению мировоззренческого горизонта, а порой может привести к плачевным последствиям. К примеру, отказ от медицинской помощи, особенно в условиях патовой ситуации, может привести к гибели человека, хотя обращение в социальные медицинские учреждения могло бы спасти человека от смерти и так далее.
Как и любая организация – религиозная, политическая и так далее – “Свидетели Иеговы” занимаются активным рекрутированием в свои ряды новых членов – последователей этого учения. Причем рекрутирование является обязанностью каждого члена этой религиозной организации. Их представители используют любую возможность для проповеднической деятельности. Лично я, к примеру, на собственном опыте столкнулся с такими случаями.
В первый раз, когда, воспользовавшись услугами такси, я и не заметил, как невинный разговор о погоде перерос в размышления о боге, а в итоге обернулся приглашением на собрание “Свидетелей Иеговы”. Увидев мой недоуменный взгляд, таксист успокоил меня: “Там и казахи есть, вам не будет одиноко” и продолжил увещевать “просто послушаете, поговорите”.
Второй раз пришлось столкнуться с представителем этого религиозного учения, когда ко мне на работу пришел молодой парень – представитель фирмы, оказывающей услуги по установке жалюзи. Увидев название научно-исследовательской лаборатории “комплексного изучения современной религиозной ситуации в Казахстане”, он сразу перешел в наступление, сказав, что самая перспективная, правильная и популярная религиозная идеология – это программа “Свидетелей Иеговы”. Пока он устанавливал жалюзи, продолжал рассказывать о Царствии божьем, о Христе как первом божьем творении и другое.
И мне подумалось, окажись перед ним молодой человек с неокрепшей душой, наверняка его напор, гладкая речь и обаяние сыграли бы свою роль.
Надо отдать должное: умение быть доступным, понятным, убедительным становится одной из главных коммуникационных характеристик представителей этой организации. Наверное, это одна из причин того, что на сегодня организация “Свидетели Иеговы” является, пожалуй, самой популярной, судя по количеству последователей.
Последователи этой религиозной организации несут ответственность не только за соблюдение ее правил, но и материально поддерживают. К примеру, почти половину дохода своей семьи они отдают на содержание организации, проведение благотворительных акций, оказание материальной помощи.
– Байжол Искакович, вы сказали, что эта организация “мягко” противопоставляет себя официальной власти… Что значит “мягко”?
– Однозначно оценивать это явление нельзя. Ряд гуманистических целей, определяемых этой религиозной организацией, сродни общей духовной гуманитарной концепции Казахстана, соответствуют миротворческой позиции нашего общества. Эта организация не ставит своей задачей противостояние официальной власти. Однако установки на существование вне государства, создавая замкнутое мировоззренческое пространство, могут привести к формированию индифферентно настроенных молодых людей, не испытывающих чувство ответственности перед обществом, перед Казахстаном.
Хочется подчеркнуть, что в соседней России “Свидетели Иеговы” отнесены к разряду запрещенных организаций, в Казахстане же с 1992 года “Свидетели Иеговы” получили официальную регистрацию. Надо понимать, что никакая официальная регистрация не означает полного признания правоты позиций и идеологической компоненты.
Социальное пространство в условиях кризиса идентичности становится ареной борьбы за души молодых людей. И Казахстан, провозгласивший себя светским государством, создает условия не только для поликонфессионального формата существования, но и требует, чтобы каждый человек имел возможность и право выбора своих ценностных предпочтений, конфессиональных симпатий, не противоречащих основам конституционного строя.
Торгын Нурсеитова, Zakon.kz