Коран – это знание Всевышнего Аллаха. Знание – один из атрибутов Всевышнего Аллаха. И согласно мнению ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа ни один из атрибутов Всевышнего Аллаха не может быть сотворенным.
Поэтому ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа едины во мнении о несотворении Корана, о предвечности реи Всевышнего Аллаха. Поэтому Коран нельзя описывать такими словами, как «хадис» (читается с продолговатой «а»: имеющий начало), «мухдас» (созданный) и «махлюк» (сотворенный). Так, имам Аль-Ашари (рохматуллахи аляйхи), в своей книге «Аль-Макалят аль-ислямиин», сказал, что все имеющее начало – сотворено. То есть нет разницы между имеющим начало и сотворенным. Этого мнения придерживались большинство предшествующих ученых, которые в полной мере понимали значение слов «имеющий начало», «созданный» и «сотворенный». Здесь не стоит говорить о каррамитах, хашибитах, муджассима, которые явно говорят о своем антропоморфизме, то есть о том, что согласно их мнению, речь Всевышнего Аллаха – Коран сотворен. Здесь речь идет о разумных ученых, об ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа, к числу которых относил себя Ибн Таймия. Хотя на самом деле мнения наших ученых, то есть ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа, в корне не совпадали с мнением Ибн Таймии, который ясно говорил о сотворении Корана, в т о время, как ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа говорят, что речь Всевышнего Аллаха не имеет начала (не хадис), что она не создана (не мухдас) и не сотворена (не махлюк).
Давайте теперь сравним слова ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа со словами Ибн Таймии! Что говорит Ибн Таймия по поводу речи Всевышнего Аллаха? Он говорит, что все слова из речи Всевышнего Аллаха имеют начало, что все слова из речи Всевышнего Аллаха появились после того, как их не было. То есть все слова Всевышнего Аллаха сотворены, созданы после того, как Он их произнес. Таково мнение Ибн Таймии, которое в корне противоречит мнению ахлюс-сунны уаль-джамаа о несотворенности речи Всевышнего Аллаха. Если следовать логике Ибн Таймии, то возникает вопрос: где Всевышний Аллах создал свои слова? В Себе или в Хранимой Скрижали? Ибн Таймия утверждает, что Всевышний Аллах создал слова в самом себе. В некоторых словах, подобно мутазилитам, он добавляет: «по своей воле и могуществу».
Возникает вопрос: каким образом понимал Ибн Таймия «речь, слова Всевышнего Аллаха»? Ибн Таймия говорил: «Мы знаем лишь такую речь, которая состоит из букв и звуков». И именно по этой причине Ибн Таймия утверждал, что слова, речь Всевышнего Аллаха имеют начало, в то время, как ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа указывали на предвечность слов Всевышнего Аллаха. То есть указывали на несотворенность речи Всевышнего Аллаха!
Невозможно представить, чтобы мнение ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа совпадало с мнением мутазилитов, в числе заблуждений которых было утверждение, подобно Ибн Таймии, о сотворенности речи Всевышнего Аллаха. Мутазилиты, подобно Ибн Таймие, утверждали, что речь Всевышнего Аллаха состоит из букв и звуков. Если взять во внимание мнение ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа о несотворенности речи Всевышнего Аллаха, что речь Всевышнего Аллаха не состоит из букв и звуков, то получается, что Ибн Таймия и мутазилиты едины в том, что речь Всевышнего Аллаха имеет начало и что эта речь состоит из букв и звуков.
Следует упомянуть, что, хотя Ибн Таймия был согласен с мутазилитами в приписывании речи Всевышнего Аллаха звуков и букв, между Ибн Таймией и мутазилитами было расхождение в вопросе: где была сотворена речь Всевышнего Аллаха? Так, мутазилиты утверждали, что Всевышний Аллах создал свою речь не в самом себе, а в творениях, например, в Хранимых Скрижалях или же в других творениях, вместе с тем, что отнес эту речь к себе. К примеру, мутазилиты говорили, что речь Всевышнего Аллаха к пророку Мусе (мир ему) была сотворена в дереве, так как пророк Муса (мир ему) услышал эту речь со стороны дерева.
Из сказанного выше можно резюмировать, что, во-первых, ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа такой атрибут Всевышнего Аллаха, как «речь» не может быть творением, сотверенным. Речь Всевышнего Аллаха предвечна, также, как и другие Его атрибуты. Во-вторых, речь Всевышнего Аллаха не состоит из букв и звуков, подобно речи человека. В-третьих, мутазилиты утверждали, что речь Всевышнего Аллаха состоит из букв и звуков, что является явным антропоморфизмом, то есть уподоблением Всевышнего Аллаха творениям. В-четвертых, Ибн Таймия, в вопросах понимания сущности речи Всевышнего Аллаха, придерживался мнения мутазилитов, что уже указывает на одно из его заблюждений. В-пятых, разногласие Ибн Таймии и мутазилитов заключается лишь в понимании того, где была сотворена речь Всевышнего Аллаха? В нем самом или же в творениях? И, как было сказано выше, если Ибн Таймия указывал на то, что речь Всевышнего Аллаха была сотворена в нем самом, то мутазилиты утверждали, что Всевышний Аллах создавал свою речь в творениях. Оба эти варианта являются ничем иным, как антропоморфизмом.
Остается добавить, что согласно мнению ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа Всевышний Аллах описан атрибутом сущностной речи, подобающей Ему, не состоящей из букв и звуков. И разумному человеку, который не в состоянии постичь ее суть, не остается ничего, как признать предвечность речи Всевышнего Аллаха!
Абдуссамад Махат