Известный казахстанский адвокат Джохар Утебеков поделился своим мнением с корреспондентом редакции сайта Kazislam.kz об отмене смертной казни, реформах в судебной системе и пробелах в законах касательно религии.
– Как Вы относитесь к отмене смертной казни в Казахстане?
– Я вообще целиком поддерживаю отмену смертной казни по гуманистическим и правозащитным соображениям. Поэтому движение Казахстана по направлению к окончательной отмене смертной казни, я горячо поддерживаю.
Что касается сохранения этого наказания в военное время, то я затрудняюсь ответить. Мы сегодня живем в мирное время, поэтому сложно представить войну и все нюансы в ее период. Хотя в целом я не вижу такой большой проблемы, в том, чтобы даже в военное время у преступников сохранялись возможности на справедливое судебное разбирательство и помилование в том числе.
Стоит отметить, что есть масса исследований, которые проводились в разные периоды времени, выводы которых доказывают, что отмена или введение смертной казни никак не влияет на статистку преступлений.
– По поручению президента был создан Высший совет по реформам. Какие реформы, по вашему мнению, нужно провести в судебной или законодательной системах?
– Что касается реформ в суде, то в первую очередь я бы повысил прозрачность назначения судей на конкретные судейские должности. Также разбор кандидатов в судьи я бы вывел в прямой эфир. То есть совещание комиссии, которая выбирают конкретных кандидатов, чтобы была прозрачность и легитимность.
Наверное, я бы отменил должность – председатель суда. Начал бы это с судов первых инстанций низшего звена, что бы такого понятия в принципе не существовало. Что бы никто не имел возможности какого-либо давления на судей.
И, пожалуй, я провел бы значительную кадровую чистку во всей судебной системе. Сегодня суды заполнены огромным количеством нечестивых и некомпетентных людей, в силу сложившихся коррупционных обстоятельств. Это все конечно звучит утопично, поскольку судей не так легко поменять. Это сложно выполнимая идея, поэтому кадровая чистка здесь не может быть тотальной.
Что касается процессуальных реформ, прежде всего болезненной является уголовная часть в судопроизводстве. Опыт Грузии в целом показывает, что конкуренцию судам могут оказать суды присяжных. Поэтому необходимо скорейшее расширении их компетенций. Сейчас суды присяжных рассматривают только дела, по которым предусмотрена смертная казнь или пожизненное заключение. Это абсолютно незначительная категория дел. А раньше с 2010 по 2013 год они рассматривали все особо тяжкие преступления, и бюджет от этого не «треснул». С 2023 года мы вернемся к компетенции суда присяжных образца 2010 года, но это всего лишь топтание на месте.
Что касается законодательных реформ, у меня базовое предложение такое: в унитарной стране нет никакого смысла в Сенате, поэтому его необходимо ликвидировать. Затем возможно я бы немного расширил Мажилис. На мой взгляд там необходимо больше специалистов из узкопрофильных сфер. У каждого депутата должны быть не просто помощники, а консультанты с более углубленными знаниями в определенных сферах. Что бы в ходе законотворческого процесса не допускались системные ошибки. Помимо всего этого, я бы улучшил финансирование законодательной ветви власти.
Также пора бы уже запретить срочные переделки законопроектов в короткие сроки, то есть в один месяц, а то и неделю. Это не допустимо! Поскольку, любой законопроект должен иметь под собой тщательно разработанную, выверенную научную основу, с учетом мнений общественности и практиков. Вообще законотворческий процесс должен стать более прозрачней, размеренней и спокойней.
– Есть ли в законах касательно физического насилия над женщинами и детьми недоработки?
– Законодательство относительно физического насилия над женщинами и детьми недостаточно продуманное.
Вот элементарный пример, физически мужчины превосходят женщин и это необходимо учесть как отягчающее обстоятельство в случае физического нападения мужчины на женщину. Но уголовный кодекс этого в учет не берет. Наверное, все такие необходимо конкретизировать потерпевшего в лице женщины от мужчины в уголовном кодексе и прописать где-то квалифицированные составы, чтобы за такое нападение преступник нес более суровое наказание.
К примеру, недавно был случай, когда бывший муж напал на женщину и порезал ей ноги ножом. Ему дали всего 3 суток, как за мелкое хулиганство. А ведь человек, который взял в руки нож или иное оружие должен нести более суровое наказание за это. Поэтому законодательством должны учитываться не только нанесенные увечья, но и орудия преступления.
Помимо этого, необходимы законодательные реформы, которые оказывали бы поддержку жертве насилия. Государство обязано жертв сексуального и бытового насилия обеспечивать бесплатной юридической консультацией, психологической помощью и всем другим в случае надобности.
– Есть ли пробелы в законодательных актах религии?
– Я считаю, что законодательство в религиозной сфере необходимо либерализовать. У нас есть неоправданные требования вплоть до запретов молитв, кроме специально отведенных мест. Я боюсь, что именно из-за таких норм в значительной степени создается ожесточение в сердцах верующих.
– Спасибо за беседу!
Беседовал Ерлан ТОКАБАЕВ