Как известно духовные ценности – объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных норм и понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, честность, преданность, миролюбивость. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей [1].
Сначала процесса существования человеческого общества, непрерывно формируется система традиционных ценностей. Известно, что традиционные духовные ценности каждой нации на протяжении многих веков формируют традиционное общество, определяя его духовную направленность. Традиционные ценности в сочетании с существующим обществом, служит внутренней стабильности общества, для всех людей, независимо от национальности, вероисповедания, возраста, пола. Безусловно, жизнеутверждающие традиционные ценности в ближайшее время станут опорой стабильного развития казахстанского общества.
Кризис традиционных ценностей в современном мире, приоритет духовных начал естественным образом становятся актуальными темами модернизации для всего человечества.
Введение ключевых основ данной темы обусловлено, необходимостью реализации общенациональной программы «Рухани жаңғыру», статьи Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» (12.04. 2017г.), «Семь граней Великой степи» (21.11.2018 г.), Послания Главы Государства К. Токаева «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» (02.09. 2019 г.) и статьи «Абай и Казахстан в ХХI веке» (09.01.2020г.).
Человечеством сделано много открытий и достижений в области научно-технического прогресса. Возникает ряд вопросов, но стало ли оно более справедливым и гуманным, сумели ли люди подняться над своими узкими национальными, конфессиональными, групповыми, личными интересами для разрешения конфликтов различного рода, исчезли ли проблема насилия человека над человеком, человека над природой? Что происходит в современном мире с самим человеком, его мировоззрением, его ценностными установками? Означает ли прогресс общества одновременно установление справедливости и развитие личности? Кем сознает себя человек в начале ХХI века? Что несет в своей сути глобализация для человека и общества в век информационной доступности?
Идеи гуманизма и справедливости прошли сложный исторический путь, в каждую эпоху наполняясь новым содержанием. Это сложные и многогранные социальные явления. В современных условиях границы этих понятий значительно расширились.
Они понимаются как определенный образ жизнедеятельности человека, сочетающие нравственные и правовые начала, общечеловеческие ценности, искусство жить в мире различных этносов. Неотъемлемыми компонентами стали такие политические ценности, как: свобода и демократия, гражданское общество и правовое государство, межрелигиозный диалог и уважение к различным культурным и религиозным традициям. Во все времена идеи гуманизма, справедливости, общего блага, духовности были двигателями нравственного прогресса [2].
Сегодня эти проблемы вышли на авансцену идеологических и политических дискуссий современности. Именно вокруг них центрируется современная социальная значимость деятельности религиозных организаций и роль религии в различных сферах общественной жизни.
В ХХI веке сложившаяся на протяжении тысячелетий система ценностей и стереотипов уже не в состоянии в полной мере обеспечить существование и прогресс человеческой цивилизации, претерпевая серьезные изменения в условиях глобализации. В качестве доминирующих ценностных ориентаций стали утверждаться утилитарные и прагматические ценности, внимание стало уделяться в основном физическому благополучию и накоплению материальных благ. На этом делается акцент в концептуальных рамках «общества потребления», нацеленного на удовлетворение и, одновременно, на расширение потребления все новых и новых материальных благ.
В качестве доминирующих ценностных ориентаций утверждается чисто утилитарные и прагматические ценности. Сегодня акцент делается на лозунг «никакой морали, кроме морали денег» [2].
В условиях практической неограниченной духовной свободы, лишенной сознания ответственности перед кем-либо, преклонение перед материальными потребностями привели к острому моральному и духовному кризису. Можно сказать, что отличительной чертой современных духовных ценностей в западном мире является возникновение принципиально новой формы религиозности, максимально приемлемой в сегодняшнем «обществе потребления». Речь идет о так называемом «возрождении религии» в виде многочисленных нетрадиционных религий, отличающихся синкретизмом универсализмом, пристальным вниманием к восточным мистическим культам и специфической духовной практике [2].
Социальные и экономические сложности, переплелись в сложный клубок противоречий, разные идеологические направления преобразовались в разные радикальные идеологии, что привело к появлению протестной идеологии у некоторых представителей молодежной среды. Эту протестную тенденцию обозначают термином идеология «такфиро – джихадизма». Этот вид радикализма имеет много разных названий, но объединяет их определенный взгляд на ислам, который характеризуется противопоставлением традиционным правовым и исторически устоявшимся вероубежденческим школам.
Иногда его называют исламским глобализмом во многом из-за того, что данное направление не признавая национальные границы, традиции и обычаи, идущие в разрез с исламом, унифицирует культуры разных народов, и тем самым дают почву возникновению религиозной напряженности в стране. Безусловно, на почве экономического, социального, коррупционного и духовного кризиса радикализм может сыграть роль детонатора, для очагов нестабильности в обществе, в особенности, если их манипулируют с подоплекой на этно-социальное неравенство [3].
Среди факторов распространения экстремистских идей, а также основой, служащей подспорьем для экстремистской деятельности,
среди молодежи, следует выделить следующие факторы:
– отсутствие должной поддержки института семьи, а также четкой и результативной молодежной политики государств;
– религиозная неграмотность;
– смена стереотипов и образцов поведения, обусловленная сменой политических режимов и эпох;
– повышение степени этнического разнообразия и культурных различий среди населения, мобильность населения и молодежи;
– недостаточный уровень образования, который не обусловливает достаточной информированности о других этносах и культурах;
– влияние СМИ на распространение экстремистских идей и пропаганда ксенофобии;
– изменение системы ценностей и идеалов, норм морали, связанных с политикой современных государств [3].
Данная проблема коснулась и нашего казахстанского общества. Вследствие изменения формации общества и образования более глубоких рыночных взаимоотношений, к процессу отклонения ценностных ориентиров от его традиционной нормы добавилось большое количество информации с неверными разъяснениями о национальной духовности и недостаточная разъяснительная работа с населением, в особенности с молодым поколением.
Преклонение перед материальными потребностями привели к острому моральному и духовному кризису среди молодежи, и в семейных взаимоотношениях. Последние события в Жамбылской области показали, что данная проблема затронула и межэтнические взаимоотношения. Все данные факты доказывают, что нами допущены серьёзные упущения в сфере образования и воспитания молодого поколения именно в период перехода к новой экономической формации. Бесконечные реформы в образовании, структурные изменения привели к потере достигнутых успехов в данной сфере, еще в советский период развития общества.
Молодое поколение, выросшее на принципах и целях достижения наживы и материальных благ, требует еще больших социальных благ и повышения их уровня. Прошедшие годы культивирования западного образа жизни, вседозволенности, культа насилия дают свои «определенные плоды».
Принятая общенациональная программа «Руханижаңғыру», направлена, прежде всего, на переосмысление западных ценностей общества потребления, в процессе которого может возникнуть возможность пути выхода из нравственного кризиса.
Сегодня идет кропотливая работа на возрождение духовных традиций, национальной идентичности, идет поиск новых рациональных путей перехода к традиционным фундаментальным общечеловеческим ценностям.
Среди них как религиозным, так и светским, причем особую значимость приобретают такие ценности как справедливость, доброта, порядочность, уважение к старшему поколению, формируются иные представления о смысле жизни человека, о перспективах развития нашего общества в условиях глобализации и информатизации.
В стране наряду с естественным рвением к возрождению традиционных ценностей, также наблюдается и ложное стремление к вытеснению их из жизни общества.
Первый импульс к возрождению традиционных ценностей напрямую связан с обретением независимости. Нация, которая на протяжении трех веков под давлением колониальной и советской политики чуть не лишилась национального характера и сознания, в начале своей независимости стремилась возродить свой язык, историю, традиции и религию. Принятые меры по обретению статуса государственного казахским языком, открытие национальных школ и детских садов, организация национальных видов спорта и игр, празднование «Наурыза» на общенародном уровне, издание исторических произведений, реабилитация национальной интеллигенции, возрождение работы мечетей и медресе эти и многие другие мероприятия, и их результаты появились благодаря естественному рвению нации к возвращению к своим истокам.
Но этот порыв был несколько омрачен тяжелым периодом экономических рыночных отношений на первом этапе становления Независимости. В это сложное время, воспользовавшись политикой открытых границ и открытым информационным пространством внешние силы начали активную деятельность по навязыванию обществу идеологий чуждых для местного населения, изменению традиционных ценностей.
Чуждая идеология современности, прикрывающаяся религией и воздействующая на традиционные ценности, которые от имени ислама, связывают чистоту религии только с собой, пропагандируют радикальные крайние взгляды, противопоставляя национальные традиции и религию.
А религиозные постулаты так называемых представителей «чистого ислама»» общеизвестны. Они выступают против вековых укоренившихся традиций, отрицают непрерывную преемственность религиозного учения в казахский степи, тем самым пытаются разрушить традиционные духовные ценности. Они утверждают, будто обычаи и обряды казахского народа – это признаки проявления куфра и невежества. Салафизм – это не организация, а религиозное течение, система взглядов.
Именно поэтому, салафиты, как правило, отстраняются от научно-технического прогресса, не приемлют достижения XXI века, призывая ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, «праведных предков». Уже в настоящее время в исламском мире, в том числе и в ряде арабских стран идеи салафизма подвергаются серьёзной критике со стороны авторитетного духовенства [4].
Зараженность радикальной идеологией, приводит к опасным последствиям, начиная с деградации личности и до разрушения внутренней стабильности и целостности государства. Традиционная направленность духовных изысканий и развитие их через национальные ценности способствует духовному возрождению общества. Поэтому для нас защита ценностей, прошедших испытание временем, сплотивших нацию означает защиту целостности основ государства и внутренней стабильности народа.
Действенной силой, которая может противостоять радикальной идеологии, слепому следованию чуждой культуре, поверхностному представлению об исламе, является традиционное мусульманство. Мусульманская умма нашей страны первым делом должна широко внедрить в жизнь свой тысячелетний мусульманский опыт, в частности, возродить, сформированные на протяжении веков духовные ценности народа. Посредством их широкой пропаганды, возвращения к национальным духовным ценностям, основанных на чистоте духа и чистоте совести [4].
Преемственность поколений происходит путем использования и передачи ценностей. Данная взаимосвязь очень важна для нашей истории. Если каждое поколение не проанализирует предшествующий опыт своей нации, не воспримет, и не будет развивать его, то оно не будет иметь будущего и будет неизбежно подвергнуто деградации. Поколение, не сохранившее свое прошлое, подвергает свое государство духовному кризису.
В этом году исполняется 175 лет великому мыслителю казахского народа Абаю Кунанбаеву. По этому поводу в своей статье Глава государства К. Токаев подчеркивает : «Произведения Абая пронизаны общечеловеческими ценностями и гуманистическими идеалами. Его «Слова назидания» – общее достояние для народов всего мира. Это – кладезь этико-философских мыслей в классическом их понимании. Крылатые изречения, слова назидания… Абай в своих словах назидания, популяризируя общее для человечества наследие, показывает стремление к духовным вершинам. Стержень его слов назидания – человечность, культура, добродетель» [5].
Как известно великий Абай из своих 45 «Слов назидания» 11 посвятил вопросам изучение ислама и, глубоко проанализировав, показал роль и значение ею для будущего поколения.
Поэтому возрождение традиционных духовных ценностей народа Казахстана является важной идеологической составляющей в формировании у простых людей, в частности у молодежи, крепкого иммунитета в противостоянии и защите от психологического воздействия крайних религиозных течений.
Любая личность воспринимает религию не в качестве отдельной веры, а в целостности с духовными ценностями, личностными принципами и образом жизни. На основе этого, начиная со школьной скамьи, проходит процессы формирования полноценной, высокодуховной, интеллектуальной, светской личности. Данная аудитория составляет большинство населения страны и поэтому является движущей силой общественного мнения.
Проблемы религии нужно рассматривать в неотделимой связи с проблемами языка. Язык – плод культуры. Если будет утерян язык, будут утеряны духовные понятия, ценности, исчезнет культура. Оживив язык, мы возродим традиционные духовные ценности [4].
Традиционные ценности вдыхают жизнь в национальный быт и национальный характер. Если государствообразующий народ вернет свой характер, то никогда не позволит развиться чуждым религиозным взглядам. Потому что казахи – толерантный народ, в их быту нет склонностей к крайним религиозным взглядам.
Наша толерантность – это разумный компромисс, сформированный на основе многовекового опыта, образа жизни, поведения, культуры. Толерантность – это не скромность, и не терпеливость. Это совокупность таких качеств, как: безграничность, широта мировоззрения, мыслей, соглашательство, миролюбие, добродушие, щедрость души. [4].
В современном обществе неизмеримо значение возрождения традиционных ценностей как стабилизатора внутриполитических процессов и регулятора социально-политических отношений. Внутренний потенциал казахского общества, не потерявший еще своих традиционных ценностей, духовных корней – это наша сила и надежда в борьбе с радикальными течениями.
Вместе с тем следует признать, что религиозная тематика по-прежнему продолжает приобретать большую актуальность, и поэтому превращается в неотъемлемую часть глобальной повестки дня общественно-политического развития страны.
Это проявляется как в росте численности верующих, в том числе нетрадиционных течении, так и в возрастании проблематики неправильной трактовки религиозных постулатов, отрицании отдельными верующими светских принципов развития страны, а на ее основе проявлений идеологии религиозного экстремизма и терроризма.
Одним из основных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности, в том числе в сфере религии, является профилактика и противодействие религиозному экстремизму и терроризму.
В 2017 году принята Концепция государственной политики Республики Казахстана в религиозной сфере на 2017-2020 годы.
Утверждена Государственная Программа противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2018-2022 годы.
Необходимо сказать о том, что если о религиозном экстремизме и терроризме речь раньше шла как о беспрецедентном явлении и в виде фактов, произошедших где-то на территории США или в странах мусульманского востока, то сегодня наша республика сталкивается с ним непосредственно. И доказательством этому являются события, случившиеся в казахстанских городах: Атырау, Актобе, Тараз, Алматы.
В свете произошедших событий сегодня отечественные аналитики и политологи спорят о том, можно ли назвать эти единичные случаи – терроризмом. Ведь мы привыкли думать, что угроза государству возникает только извне. А вероятность того, что террористические и экстремистские действия могут быть организованы внутри страны, к сожалению, не рассматривалась в качестве потенциальной угрозы.
По мнению казахстанского политолога Ерлана Карина в Казахстане терроризма как фактора политической жизни нет, и нет пока ее конкретной, институциональной формы проявления. Однако, угроза терроризма есть, которая день ото дня возрастает [6].
Казахстанская действительность такова, что на сегодня нет открытых актов террора или экстремизма, но, к сожалению, уже есть проявления элементов или фактов деструкции. Например, отказ соблюдение светских конституционных норм, от традиции и обрядов своего народа, ношение одежды других народов, от вакцинации по религиозным мотивам и.т. д. Если каждый верующий начнет ставить свои религиозные убеждения выше законов государства, то какое будущее нас ждет?!
.Если сослаться на статистику, то только за последние 9 лет в Казахстанепо статьям «терроризм» к уголовной ответственности с формулировками «за создание и организацию террористических структур», «за планирование террористических актов», «за пропаганду терроризма» было привлечено более 1 тысячи человек [6].
Наше общество сталкиваемся с такой тенденцией, когда радикальные силы набирают в свои ряды здоровую и сильную молодежь, которую признано считать «будущим нации», «основной движущей силой государства».
А если эти молодые люди с оружием в руках будут пропагандировать радикальные экстремистские идеи, религиозную и этническую рознь, нетерпимость к представителям других религий и конфессий, то тут уже актуализируется вопрос об обеспечении мира и согласия в нашем государстве.
Именно в связи со складывающимися ситуациями на сегодняшний день основной задачей государства и общества в целом является большая работа, нацеленная на профилактику экстремизма в любых его проявлениях и осуществление пропаганды среди молодежи идей национального и культурного единства, межрелигиозной и межэтнической толерантности и взаимоуважения, духовных ценностей.
Немаловажное значение отводится выявлению причин возникновения радикальной направленности в сознании отдельной части современной казахстанской молодежи.
В последние годы экстремистские идеи активно функционируют в виртуальном мире. Потому на сегодняшний день основной средой обитания радикалов становится интернет пространство. Так, в отличие от реального общества, радикальное интернет-пространство быстрее обучает потенциальных экстремистов радикальной риторике, вводит их в контекст, наполненный единомышленниками. Безусловно, и то, что интернет-пространство также находится под наблюдением правоохранительных и государственных органов. За их деятельностью ведется постоянный мониторинг, осуществляется религиоведческая экспертиза сайтов экстремистской направленности, которая дает возможность закрытия данных сайтов. Но, к сожалению, за закрытием одних сайтов – как грибы после дождя появляются новые сайты под другими названиями.
Опыт последних лет развития Казахстана показал, что в условиях современной свободы выбора, глобализации и информатизации нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство либо только на общественные институты, прежде всего – на школу и детский сад, или только на семью. Когда мы говорим о религиозном экстремизме, нужно четко понимать, что это проблема не только специальных или правоохранительных органов, или только государства. Противодействие терроризму и экстремизму – это борьба всего общества.
Подрастающее поколение является зеркалом, в котором отражается та социальная действительность, в условиях которой оно живет. Молодежь учится у родителей, и она такова, каким является взрастившее ее общество.
Для ограждения казахстанского общества, и прежде всего молодежи от деструктивного воздействия со стороны экстремистских сил, необходима выработка комплекса эффективных подходов к пропагандистской, просвещенческой и разъяснительной работе, которая должна включать идеологическую работу по подрыву идейной базы носителей экстремистской идеологии, а также устранение социально-экономических и политических предпосылок, способствующих распространению радикальных идей.
Наше общество должно понять, что нравственность – это основа выживания коллектива, семьи, личности, общества, государства и всей человеческой цивилизации. Первый Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев подчеркнул на открытии V Съезда лидеров мировых и традиционных религий: «Мы все объединены одной целью – построить процветающее государство, которое к середине ХХI века будет стоять в одном ряду с 30-тью самыми развитыми нациями мира. Мы поставили задачу – добиться, чтобы все казахстанцы стали Нацией единого будущего [7].
Подрастающее поколение – это надежда на светлое будущее. Наша главная задача на сегодняшний день – это дать нашему подрастающему поколению правильное и эффективное направление, воспитать в нем дух патриотизма, любовь к Родине и своим вековым национальным традициям, сформировать верное религиозное представление, воспитать в духе традиционной для нашего общества религиозной культуры, показать милосердие и миролюбие традиционных религий, которые несут в себе мирное начало, а не преступное уничтожение невинных людей. Необходимо дать молодежи возможность реализовать себя в различных направлениях развития как гармоничной личности.
Б. Шериязданов
К.п.н., в.н.с. Института истории государства КН МОН РК
-
Ценности в жизни человека // Гармоничное Развитие Личности [электронный ресурс]. URL https://mystroimmir.ru/moyput/tsennosti.html (дата обращения: 21.02.2020.)
-
Кудряшов М.С. статья Духовные ценности в контексте современности Московский государственный университет им М.В. Ломоносова, Москва, Россия, 1999 г. // [электроный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnye-tsennosti-v-kontekste-sovremennosti/viewer (дата обращения: 20.02. 2020.)
-
Дін және дәстүр тағылымы: Зерттеулер, мақалалар, сұхбаттар. // А. Абдирасилкызы. – Астана: Дін мәселелері жөніндегі ғылыми-зерттеу және талдау орталығы, 2017. – 140 бет.
-
Актуальные проблемы религиозной ситуации в Казахстане. // А. Абдирасилкызы. – Астана, 2016. – 94 б.5-8 б.
-
Қасым-Жомарт Тоқаев статья «Абай и Казакстан в XXI веке» // [электроный ресурс].(печать 21.02.2020). URL: (дата обращения: 24.02. 2020.)
-
Прйимак И.В. статья Современная молодежь и проблемы духовности Козыбаевские чтения // [электроный ресурс]. URL: https://www.repository.nkzu.kz/5940/1/Современная%20молодежь%20и%20проблемы%20духовности.pdf (дата обращения: 28.02. 2020.)
-
Выступление Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева на открытии V Съезда лидеров мировых и традиционных религий [электроный ресурс]. URL: http://www.religions-congress.org/content/view/404/69/lang,russian/ (дата обращения: 28.02. 2020.)