Не умаляя важности школьного образования, для многих казахстанских семей важным остается вопрос духовного воспитания детей и направления их на путь, при котором они не попадут в сети деструктивных псевдорелигиозных течений.
Ведь только так ребенок сможет нормально развиваться, сохранив свою индивидуальность, вырасти достойным человеком, способным прийти на смену старшему поколению, вобрав в себя всё самое лучшее, прогрессивное.
Однако, зачастую только лишь одним желанием дело и ограничивается. Одни родители считают главным своим долгом и обязанностью накормить, одеть, обуть ребенка, другие направляют все усилия, чтобы дать своему чаду образование, развить его таланты и способности. Но при этом и те, и другие нередко забывают при этом дать ему какие-либо «духовные» ориентиры.
В действительности же духовное воспитание – важная составляющая в процессе воспитания каждого человека. Дело в том, что от этого зависит не только формирование полноценной нравственной личности, но и уменьшение риска попадания ребенка в какую-либо опасную псевдорелигиозную организацию, способную «вырвать» его из общественной деятельности и нанести непоправимый урон психике. В итоге вместо достойного гражданина в будущем может получиться покорный «овощ», для которого не будет существовать ничего, кроме интересов «общины».
Как же этого не допустить? И как при «духовном воспитании» в семье не перегнуть палку? Ведь если сами родители начнут грубо «навязывать» ребенку свои религиозные или атеистические взгляды, ничего хорошего из этого не получится. Особенно, если родители сами имеют в этих вопросах лишь поверхностные знания.
Любая система ценностей должна прививаться осторожно, с любовью, давая возможность ребенку самостоятельно все понять и осмыслить. Важно, чтобы ребенок сам пришел к правильному пониманию вещей, четко уяснил, что любая религия учит добру, милосердию, уважительному отношению к другим вероисповеданиям и конфессиям. В то же время, слепая вера, фанатизм, насилие, ненависть – атрибуты деструктивных течений и группировок, лишь прикрывающихся религией, на деле же имеющих свои меркантильные или политические цели. Необходимо предостеречь родителей, чтобы они глубже изучили этот важный вопрос, обратив свое внимание на то, как следует и как не следует прививать своим детям духовный вкус, как следует выбирать религию, либо атеистическое, научное мировоззрение.
Каждая семья в индивидуальном порядке решает, что необходимо знать их ребёнку о религии и в каком возрасте эта информация будет ему доступна и более-менее понятна.
В семьях глубоко верующих людей религиозное мировоззрение, как правило, передаётся по наследству. Если, к примеру, родители с детства воспитывают ребёнка в мусульманских традициях с чётким соблюдением всех традиций, ритуалов и молитв, то вероятность того, что он в зрелом возрасте станет буддистом, христианином или, например, кришнаитом, крайне мала (хотя и не исключена). Аналогичная ситуация и в христианских семьях, независимо от конфессии. Родившись в таком окружении, ребёнок почти всегда перенимает религиозные взгляды своих родителей.
Однако, глубоко религиозных семей не так много. По данным Министерства информации и общественного развития РК на сегодняшний день практикующих верующих в стране насчитывается порядка 15%, в Северо-Казахстанской области около 10%. Религиозность большинства людей ограничивается формальным соблюдением различных ритуалов, свойственных той или иной вере. Достаточно высок процент в нашем обществе атеистов и агностиков, людей научного склада ума, не принимающих никакую религиозную концепцию и воспитывающие детей в светском, а нередко и антирелигиозном и антимистическом ключе. Однако, даже глубоко сомневающиеся в правдивости религиозных трактатов неверующие люди часто красят на Пасху яйца, пекут куличи, поздравляют друг друга с Курбан-айтом, соблюдают ритуалы 7-го, 9-го и 40-го дня после смерти близких и друзей и т.п. Это связано прежде всего с культурой нашего народа: религиозные праздники глубоко вошли и укоренились в нашем сознании и стали неотъемлемой частью нашего бытия, независимо от уровня религиозности или антирелигиозности.
Хотим мы этого или нет, но религиозные даты и традиции сопровождают нас на протяжении всей жизни. Иногда мы и сами не замечаем, как по инерции исполняем религиозные ритуалы, даже не задумываясь об их истинном смысле, и не будучи глубоко верующими.
В любом случае, даже если вы не относитесь к числу верующих людей и являетесь атеистами, однажды вам придётся объяснять своему ребёнку, что подразумевают всевозможные религиозные традиции, почему люди отмечают Рождество и Пасху, Ураза-байрам и Курбан-байрам, зачем нужны священнослужители, какие ещё существуют религии и т.д. Ребёнок неизбежно будет спрашивать вас об этом, поскольку религиозные концепты, так или иначе, окружают каждого из нас с самого раннего детства.
Дети могут задавать вопросы на религиозную тему в разном возрасте, но, как правило, это происходит уже в дошкольные годы, когда ребёнок узнаёт о соответствующих праздниках и ритуалах, или попадает на похороны кого-то из родных.
Конечно, в этом возрасте он вряд ли поймёт какие-то серьёзные вещи, связанные с религиозными вопросами. Понять смысл религии он сможет где-то к 10 годам, а полностью осознать их назначение в жизни людей, и даже, возможно, сделать сознательный выбор в пользу одной из них – в 12-15 лет. Соответственно, большую часть религиозной информации следует приберечь до этого возраста, а малышам объяснять всё в упрощенном виде, без сложных богословских терминов, так, чтобы они поняли, о чём именно идёт речь.
Что именно вы будете рассказывать – зависит от ваших собственных религиозных взглядов. Но это надо делать так, чтобы это было для ребенка интересно и познавательно, а не еще одним «уроком», который надлежит выучить. Поэтому передавать надо рассказ не в виде чего-то, что он должен заучить, а в той же плоскости, в которой мы рассказываем какие-то вещи близким нам людям: о том, что нас волнует, интересует, поражает воображение или пугает. И ребенок может это воспринять, потому что если он почувствует, что мать, отец, бабушка действительно пропускают через себя то, о чем говорят, то этот «огонь» передастся и ему.
Самое главное, чтобы вы сами понимали то, что рассказываете детям. Лучше всего передать ребенку собственное миропонимание и мироощущение.
Обязательно рассказывайте о религиозных праздниках, чтобы ребенок понимал их значение. Объясните ребенку смысл праздника – ведь дополнительные знания никогда не помешают, а будут способствовать расширению его кругозора.
Гораздо лучше, если ребенок получит ответы на свои вопросы от вас, а не узнает их от кого-то другого или в Интернете – на каких-то сомнительных сайтах. Ведь цели посторонних людей могут быть вовсе не в просвещении вашего чада, наставления его на правильный жизненный путь, а совсем иные.
Но не стоит забывать и о том, что мы живем в светском государстве. Согласно Закону РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер. Не допускается проведение (совершение) богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях организаций образования. Руководитель религиозного объединения обязан принять меры к недопущению вовлечения и (или) участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей.
В частности, в феврале 2017 г. за нарушение п.16 ст. 3 Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в городе Лисаковске Костанайской области гражданин А., привлекавший к религиозной деятельности «Церкви Жатвы» несовершеннолетних, привлечен к административной ответственности и оштрафован на 400 тысяч тенге.
Как было сказано ранее, любое знание должно прививаться осторожно. К сожалению, есть случаи, когда дети приверженцев религиозных течений становятся заложниками убеждений своих родителей. Родители запрещают смотреть телевизор, отказываются отмечать все установленные государством праздники и многое другое, запрещают поздравлять детей с днем рождения, запрещают почитание государственных символов (флаг, герб, гимн) в школе. Имеются случаи отказа родителей от медицинской вакцинации детей по религиозным мотивам.
В нашей стране созданы все условия для реализации права на свободу совести и осуществления религиозных практик, однако в случае угрозы жизни и здоровью ребенка, а также ущемления его прав, государство оставляет за собой право введения определенных санкций в отношении тех, кто подвергает своего ребенка опасности.
Синяков Олег Витальевич, магистр гуманитарных наук, религиовед