Актуализация духовного наследия казахских и тюрко-мусульманских мыслителей, обозначенных в статье “Семь граней Великой степи” может стать реальным инструментом по профилактике насильственного экстремизма.
Первый президент РК и Елбасы Н. Назарбаев в статье “Семь граней Великой степи” особо подчеркивает, что «исторический процесс в массовом сознании носит преимущественно персонифицированный характер.
Многие народы заслуженно гордятся именами великих предков». Данный тезис имеет мощный кумулятивный эффект, например, сегодня даже в сфере противодействия идеологии религиозного экстремизма одним из действенных механизмов является изучение и популяризация интеллектуального и духовного наследия казахских и тюрко-мусульманских религиозных мыслителей, в частности теологических трудов богословов Ханафитского мазхаба XIV–XIX веков.
Это в итоге будет способствовать снятию проблемы пренебрежительного отношения части верующих к духовной истории своей страны и региона, незнания и, как следствие, недооценки его исламского наследия. Сегодня среди мусульман Казахстана получили широкое распространение взгляды о том, что в предшествующие периоды истории казахи были «плохими» мусульманами или их нельзя считать мусульманами вовсе. Такие умозаключения, на наш взгляд, строятся ввиду недостаточности исламских познаний у приверженцев данной позиции.
Следует отметить, что это приводит к абсолютизации истории и культуры других регионов мусульманского Востока, которая при закреплении в массовом сознании способна приобрести качество идеологии.
Также это популяризация имен казахских и тюркских ханафитских богословов в рамках, обозначенных Президентом страны в статье инициатив способно пробудить национальную гордость казахстанских мусульман за богатое духовное наследие своих предков, которые исповедовали и развивали ислам и исламскую мысль в Центрально-Азиатском регионе, при этом работая в тесной связи со всем мусульманским миром.
Сегодня теологический ханафитский материал представлен следующими именами и трудами богословов Центральной Азии и Казахстана. Это наследие богословов Курбан али Халиди, Сыганаки, Мулла Али Кори, Шамс-уль-Аимма ас-Сарахси, Фахр-уль-Ислам Али б. Мухаммад аль-Паздави, ан-Насафи, Машхур Жусуп Копеева, Умара Карашева и пр.
На сегодняшний день в рамках данного направления уже проведен ряд серьезных научных исследований, выполненных именно светскими специалистами – таких как, например:
- исследования по «Ката’иб а‘лам ал-ахйар» (автор – Махмуд ибн Сулайман аль-Кафави). Материал рукописи XVI века ценен тем, что позволяет проследить появление и развитие исламских научных традиций в Центральной Азии. Аль-Кафави показывает развитие ханафитского мазхаба в течение длительного времени, существовавшие связи между различными регионами его распространения и историю успешных ханафитских теологических центров (диссертационные исследования д.и.н. Муминова А.К.);
- «Биографический словарь казахских улемов» (автор – Садуакас-кажы Гилмани). В Словаре приводятся биографии 59-и казахских улемов из Петропавловска, Кокшетау, Семея, сведения о расположенных в этих городах школах-медресе и программах преподавания в них, описывается позиция улемов по актуальным вопросам ислама того времени. На сегодняшний день издан два тома «Заманамызда болған ғұламалардың ғұмыр тарихтары» под руководством А.К. Муминова и А. Франка;
- Абсаттар Хаджи Дербисали издал книгу «Қазақ даласының жұлдыздары»;
- многотомный коллективный труд «История Казахстана в арабских и персидских источниках», изданный Институтом востоковедения МОН РК;
- работа упомянутого выше американского исследователя Алена Франка «Улемы Великой степи», и целый ряд других.
Вместе с тем, имеется огромное множество неотработанных материалов, исследование которых на сегодняшний день производится в Институте востоковедения МОН РК.
Магистрантами Евразийского национального университета, Казахского национального университета имени аль-Фараби, также написано немало работ, в частности исследование по наследию Хусам ад-Дин Сыгынаки, Мулла Али Кори, Фахр-уль-Ислам Али б. Мухаммад аль-Паздави и пр.
Эти ученые являются авторитетными и признанными улама не только в Центральной Азии, но и во всех странах мусульманского мира. Их произведения являются базовыми для изучения во многих известных университетах исламских стран.
Также издание богословских ханафитских трудов, в которых были максимально обобщены фундаментальные основы ислама и местные особенности (традиции, обычаи, кочевой образ жизни), будет способствовать устранению причин противоречий между религией и традицией, на которые указывают радикалы.
На данном направлении можно сформулировать две конкретные общие задачи для ученых-теологов и светских специалистов:
- активизировать научные исследования по указанной выше тематике;
- столь же активно продвигать их результаты внутри религиозных сообществ.
Таким образом, работа в это направлении способно решить существующую проблему незнания и недооценки частью молодых мусульман духовной истории своей страны и региона, путем активной популяризации имен и наследия ханафитских богословов Казахстана (исторического Дешт-и-кипчака) и Центральной Азии в целом.
В целом, популяризация биографии наших предков и их трудов будет способствовать пробуждению национальной гордости казахстанских мусульман за богатое духовное наследие своих предков; как показывает мировой опыт, именно гармоничное сочетание религиозного и национального начал вырабатывает надежный общественный иммунитет против «вируса» псевдорелигиозного экстремизма (Турция, Малайзия, ОАЭ и т.д.).
Асылбек Снадин