Существует несколько вопросов, которые, по мнению саляфитов, являются определением правильности имана (уверования) верующего. И одним из таких вопросов является вопрос чтения Корана возле могилы. По сути, этот вопрос в четырех мазхабах ахлюс-сунны уаль-джамаа относиться к вопросам фикха.
Фикх – вопросы, связанные с совершением поклонения. К примеру, тахарата, намаза, поста, зикра, дуа (молитвы) и т.п.
Но современные саляфиты, не признающие правомерность четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа, относят чтение Корана у могилы к вопросам, связанных с акидой (вероубеждения), что является еще одной причиной обвинения саляфитами мусульман в неверии, заблуждении и искажении религии.
Для уяснения вопроса следует обратить внимание на то, что говорят ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа о чтении Корана возле могилы?
В книге «Фатауа аль-хиндия» ханафитские ученые приводят следующее: «Когда покойник будет похоронен, является мустахабом (желательным, поощрительным) чтение Корана возле могилы и потом возносить молитвы столько времени, сколько уйдет на то, чтобы зарезать животное и разделать его мясо».
Имам Мухаммад ибн Хасан сказал: «Шейхи ханафитского мазхаба взяли эти слова за правило».
Согласно маликитскому мазхабу чтение Корана у могилы также является мустахабом. И если ученые ханафитского мазхаба, к примеру имам Куртуби, указывал на то, что усопший получит пользу от чтения Корана, прочитанного живыми у его могилы, это же точки зрения придерживались такие ученые маликитского мазхаба, как Абу Саъид ибн Лубб, Ибн Хубайб, Ибн Хаджиб, Лахми, Ибн Арафа, Ибн Мауак и другие.
Один из ученых шафиитского мазхаба имам Науауи, в своей книге «Маджмуъ», сказал следующее: «Для посетителей кладбищ является мустахабом прежде всего приветствие и вознесение молитвы за всех усопших в могилах. Это его приветствие и мольба должны соответствовать тому, что передано в хадисах. И ему следует читать из Корана столько, сколько доведется ему, и затем вознести молитву». Имам Шафии и его соратники были единодушны в этом мнении и привели этому множество доказательств.
Также имам Науауи, в своей книге «Аль-Азкар», говорит, что после того, как покойник будет похоронен, будет мустахабом оставаться (сидеть) возле могилы столько времени, сколько уйдет на закалывание и разделку животного. Сидящие должны читать Коран, молиться за усопшего, произносить поучительные проповеди, рассказывать о случаях с хорошими и праведными людьми».
Имам Шафии и его соратники утверждали: «Читаются некоторые части из Корана. Будет лучше, если совершится хатм всего Корана».
Хатм или «Хатмул-Коран»: досл. чтение Корана от начала до конца.
В книге «Фуруъ» имам Ахмад также приводит доказательство дозволенности чтения Корана возле могилы. В комментариях к этой книге сказано: «Это известно от имама Ахмада».
При внимательном изучении литературы в области истории праведных предшественников не трудно заметить, что среди них не было разногласий в вопросах чтения Корана у могилы. Так, в книге имама Захаби «Сияру аглям ан-нубаля» сказано, что когда скончался один из шейхов ханбалитов Абу Джагфар Хашими аль-Ханбали (ум. в 470 г. х.), он был похоронен рядом с могилой имама Ахмада. На его пхоронах люди остались возле его могилы определенное время. Передается, что над его могилой было совершено десять тысяч хатмов Корана.
Известно утверждение шейха Ибн Таймии, что: «Чтение Корана возле могилы является нововведение (бидга) и это противоречит деяниям саляфов (предшественников) и халяфов (преемников)». Но Абдул-Хади Ханбали и другие ученые ханбалитского мазхаба упоминали, что у могилы шейха Ибн Таймии и у него дома были совершены хатмы Корана. То есть неоднократно был полностью прочитан Коран.
Абдуссамад Махат