«Лучшим постом после месяца Рамадана является (пост) в месяц Аллаха, который вы называете аль-Мухаррам. И лучшим намазом после обязательного (фарза) является добровольное ночное выстаивание (киям аль-ляйль)».
То, что Пророк ﷺ, назвал аль-Мухаррам месяцем Аллаха является доказательством его почета и достоинства. Ведь поистине Аллах избирает некоторые свои творения из общего числа, наделяя их особенностями, и делает одно из них достойнее другого.
Аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Поистине Аллах начал год с запретного месяца и завершил его запретным месяцем. И после Рамадана нет более величественного месяца в году, нежели этот месяц по степени своей запретности».
В этот месяц есть день, в котором произошло одно знаменательное событие, явная победа, когда истина одержала верх над ложью, когда Аллах спас Мусу (мир ему) с его народом и потопил Фараона и его войско. Этот день обладает великим достоинством и старой запретностью, это десятый день месяца Аллаха аль-Мухаррам, называемый днём Ашура.
Достоинство дня Ашура и поста в нем
Много достоверных хадисов приводится в доказательство достоинства дня Ашура и поста в нём, всё это является подтвержденным, дошедшим от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Упомянем вкратце часть из этого.
В двух «Сахихах» от Ибн Аббаса (р.а.) передается, что его спросили о дне Ашура. И он ответил: «Я не видел такого дня из числа других дней, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так стремился обрести его достоинство, как этот день (то есть день Ашура) и этот месяц (то есть Рамадан)».
В этот день Муса (а.с.) постился, желая обрести его благо. Но не только он, обладатели писания постились в нём и даже Курайшиты во времена доисламской джахилии.
Пророк ﷺ, постился в день Ашура в Мекке, но не повелевал поститься другим людям. Когда же он прибыл в Медину, то увидел обладателей писания постящимися и возвеличивающими этот день. Тогда он сам стал поститься, повелевать и побуждать людей к тому же. Так, что некоторые сподвижники учили поститься своих маленьких детей.
А двух «Сахихах» от Ибн Аббаса (р.а.) передается, что Посланник Аллаха ﷺ, прибыв в Медину, нашел там иудеев постящимися в день Ашура. Посланник Аллаха ﷺ спросил их: «Что это за день, в котором вы поститесь?» Они ответили: «Это великий день, в который Аллах спас Мусу и его народ, и потопил Фараона и его войско. Муса стал поститься в этот день в благодарность Аллаху, поэтому и мы постимся». И тогда Посланник Аллаха сказал ﷺ: «У нас больше прав подражать Мусе и мы более достойны его, нежели вы»
И посланник Аллаха (ﷺ) постился в этот день и повелел это своим сподвижникам.
В двух «Сахихах» передается от ар-Рубаййи’ бинт Му’аввиз (р.а.), что она сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал обед в день Ашура в селение ансаров, проживавших вокруг Медины, сказав: «Кто проснулся сегодня утром постящимся, пусть продолжит свой пост. Кто же из вас проснулся утром разговевшимся, пусть постится остаток дня». После этого мы стали поститься, и наши маленькие дети также постились с нами. Когда мы направлялись к мечети, мы делали для них игрушки из шерсти. Как только кто-то из них начинал плакать, прося еду, мы вручали ему эту игрушку. И так до времени разговения».
Когда же пост в месяц Рамадан стал обязательным, Пророк ﷺ перестал приказывать сподвижникам поститься в день Ашура. Как приводится в двух «Сахихах» хадис от Ибн Умара (р.а.): «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился в день Ашура и приказывал поститься другим, когда же Рамадан стал обязательным (для поста), он оставил это (то есть, перестал приказывать поститься в день Ашура, и он стал добровольным постом)».
Однако, Посланник Аллаха ﷺ постился в день Ашура даже после того, как пост в Рамадан был сделан обязательным. Передается Абдуллой ибн Муса (р.а.), что Пророк Мухаммад ﷺ предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в месяц Рамадан посту в день Ашура. (Бухари и Муслим).
Одним словом, на основе ряда достоверных хадисов является установленным, что пост в день Ашура — Сунна Пророка ﷺ и соблюдением данного поста человек заслуживает большую награду.
Согласно другому хадису, более желательным является, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. Это означает, что следует поститься два дня: 9-го и 10-го мухаррама или же 10-го и 11-го мухаррама. Причиной дополнительного поста, как упомянуто Пророком Мухаммадом ﷺ, является то, что иудеи постились только в день Ашура, а Посланник Аллаха ﷺ хотел выделить мусульманский способ поста по сравнению с иудейским. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура.
Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно данным хадисам в это день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни.
Также в двух «Сахихах» от Му’авии (р.а.) передается: «Я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это день Ашура, Аллах не вменил в обязанность пост (в этот день), но я пощусь. И кто желает, пусть постится, кто не желает, пусть разговляется». Это является доказательством отмены обязательности этого поста и становления его добровольным действием.
Достоинством месяца Аллаха аль-Мухаррам является то, что пост в день Ашура искупает грехи за прошлый год. Приводит Муслим в своем «Сахихе» от Абу Катады, что один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о посте в день Ашура, тот ответил: «Я надеюсь, что Аллах простит (грехи) за прошлый год».