Вопрос: Допустимо проведение обряда Беташар по шариату?
Ответ: Традиции казахов во многом перекликаются с требованиями Ислама. К примеру, обряд обрезания, который казахи называют «сүндет, сүндеттеу». То же самое можно сказать и об обряде Беташар.
Беташар, по сути, является обрядом принятия невесты в семью, объявления бракосочетания молодых. Другая сторона беташара: знакомство невесты с родственниками со стороны жениха.
Одной из составляющей беташара является приветствие невесткой присутствующих поклоном (сәлем беру).
На протяжении веков наши предки, основой жизнедеятельности которых был Ислам, умели связывать требования шариата с казахскими традициями. И Ислам, и казахские традиции требуют почитать окружающих, в особенности родителей, родственников, соседей и др. И беташар, а точнее приветствие (сәлем беру), является выражением уважения невесты к ним.
Да, в последнее время есть те, кто против этого обычая! При этом они апеллируют свое мнение тем, что «нельзя совершать поклон, то есть поклоняться кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха». Сразу же скажем, что в этом нет разногласий!
Конечно же то, что кто-то видит в поклоне невесты признаки поклонения не имеет никаких оснований и происходит из-за незнания шариата! Да, поклон невесты (сәлем беру) никак нельзя связывать с поклонением. Почему? Потому что основу каждого поклонения составляет намерение. К примеру, при совершении намаза мы совершаем рукуг (поясной поклон) и сажда (земной поклон). С каким намерением мы совершаем их? С намерением возвеличивания Всевышнего Аллаха как истинного божества, достойного поклонения! А с каким намерением невеста совершает поклон приветствия (сәлем беру)? Кто может сказать, что она видит во всех тех, кого приветствует поклоном, своего Создателя, Всевышнего Аллаха?! Это, по крайней мере, является абсурдом! Поэтому даже дилетанту в вопросах религии понятно, что она приветствует окружающих поклоном, тем самым выражая свое уважение к ним.
Согласно логике тех, кто видит в поклоне невесты несоответствие религии, любой поклон следует воспринимать в качестве поклонения?! К примеру, человек наклоняется, копая огород лопатой, когда садиться в автомобиль, когда нужно поднять что-либо с земли. Какая разница, в этих случаях, между наклоном, к примеру, чтобы поднять что-либо с земли и поклоном невесты? Какой из этих действий совершается с намерением поклонения, возвеличивания?
Когда Всевышний Аллах создал Адама (мир ему) и вдохнул в него душу, Он приказал ангелам приветствовать его поклоном и ангелы поклонились Адаму (мир ему), во-первых, подчиняясь приказу Всевышнего Аллаха, а во-вторых, выражая уважение Адаму (мир ему). Опять же, согласно логике тех, кто видит в приветствии невесты поклоном поклонение, получается, что сам Всевышний Аллах приказал ангелам совершить грех, приказав их приветствовать Адама (мир ему) поклоном?! Но ведь ни в одном тафсире не сказано, что поклон ангелов был полоном поклонения! Почему? Потому что у них не было намерения возвеличивания Адама (мир ему) в качестве божества, в качестве объекта поклонения!
Ислам – это не объект восприятия его на основе личных убеждений, понятий! Все, что касается Ислама и его требований должно основываться на сказанном в Священном Коране и Сунне! И если субъективное мнение кого-либо не совпадает с требованиями Ислама, это не является проблемой религии, а является проблемой ограниченности его личных знаний!
Абдуссамат МАХАТ