Вопрос: Допустимо ли писать на надгробных плитах аяты из Корана, украшать изображениями или орнаментами?
Ответ: согласно шариату, можно обозначать место захоронения кого-либо чем-либо. К примеру, надгробной плитой. При этом нельзя излишествовать в этом вопросе. То есть надгробная плита не должна быть дорогой. Следует понять, что покойник не нуждается в украшенных и дорогих надгробных плитах. Если живой человек нуждается в физической пище, то покойник нуждается в духовной пище. А это дуа за него, посвящение ему воздаяний за прочитанный Коран, воздаяний за садака и т.п.
Что касается надписи на надгробной плите, то разрешаются надпись с указанием имени покойника, для того, чтобы его могилу можно было найти среди других. В этом нет ничего предосудительного!
Что касается аятов из Корана, то ученые запрещали писать их на надгробиях по той причине, что надгробные плиты могут расколоться, покрыться пылью и т.п. и тем самым будет принижено значение аятов. (Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар)
Хвала Всевышнему Аллаху, мы – мусульмане! И поэтому естественно, что мы желаем, чтобы наши покойники были похоронены согласно шариату, и чтобы их могилы выглядели как могилы мусульман. Когда в Медине умер сын нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Ибрахим и первый мухаджир Осман ибн Мазгун (да будет доволен им Аллах), на их могилах, в качестве знака, были установлены небольшие камни. (Тирмизи, Ибн Маджа) Исходя из этого ученые вынесли решение, что на могиле умершего может быть установлен небольшой могильный камень с именем умершего и датой его смерти.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал покрывать могилы штукатуркой, гипсом и т.п., сидеть на них, надстраивать что-либо над ними, наступать на них. Согласно хадисам, касающихся могил, запреты ученых четырех мазхабов, касающихся нанесения различных надписей на надгробия, кроме имени покойника, имеют степень от макруха (нежелательного) до харама (запретного).
Что же касается нанесение изображений покойника на надгробные плиты, то это однозначно запрещено, так как изображение становится преградой между покойником и милостью Всевышнего Аллаха. К тому же изображение отпугивает ангелов!
Что же касается украшений надгробных плит различными изображениями и орнаментами, то какая польза от этого живым и мертвым?!
Нам не дано узреть то, что происходит в могиле. Такова воля и мудрость Всевышнего Аллаха! Поэтому наше восприятие, как это часто бывает, основывается на оценках бренного мира. К примеру, мы видим дорогие дома и думаем, что жить в них комфортно. Но такова оценка этого мира! Потусторонняя жизнь – это совсем иной мир! Там имеет цену не материальное, а духовное! Поэтому следует помнить, что истинным украшением могилы покойника является его вера при жизни во Всевышнего Аллаха, его благие деяния, совершенные ради Его довольства!
Абдуссамат Махат