Проникновение и активное распространение дотоле неизвестных нетрадиционных исламских течений и организаций было связано с комплексом причин, в первую очередь с ухудшением жизненного уровня населения, социально-экономическими причинами. Следует заметить, что несмотря активность деятельность со стороны нетрадиционных мусульманских направлений, они не приобрели массового характера подобного в других странах.
Анализ ситуации показывает, что естественными ограничителями распространения «иных», нетрадиционных версий ислама, в том числе и радикального толка, выступают следующие факторы:
Во-первых, принадлежность казахстанских мусульман, как впрочем, и всех центрально-азиатских мусульман к ханифитскому мазхабу – как наиболее либеральной, толерантной к «религиозному инакомыслию», новациям, исламской правовой школе. Сложившаяся в течение многих веков в рамках ханифитского мазхаба система норм и положений позволяет мирно сосуществовать или, по крайней мере, терпимо относиться к сохранению в ряде мусульманских обществ различных доисламских верований, в частности, к вере в духов предков (аруахов) среди казахского населения.
Во-вторых, традиционно низкий уровень исламизации казахского этноса. По мнению авторитетных экспертов, широкому распространению «чистого ислама» или коранического ислама среди казахов невозможно, в силу слабой религиозности, поверхностной исламизации казахского этноса. Как свидетельствуют результаты социологических исследований, «большинство граждан Казахстана являются приверженцами светского государства [5].
В-третьих, немаловажным фактором является нахождение Казахстана в территориально-географической отдаленности от основных очагов религиозно-политического экстремизма. Это в первую очередь, регион Южной Азии и Ближнего Востока. В этом отношений страны региона Центральной Азии служат Казахстану определенным «буфером», отделяющим его от конфликтных зон. Однако, не стоит забывать тот факт, что Казахстан является частью центрально-азиатского региона, считающегося одним из наиболее потенциально конфликтогенных зон в мире. Бесспорен тот факт, что изначальному появлению вышеназванных нетрадиционных исламских течений способствовало их проникновения из соседних стран Центральной Азии Узбекистана и Кыргызстана. Кроме того, в Центральной Азии за последние десять лет уже не раз вспыхивали конфликты различного вида, характера и интенсивности. Вместе с тем, представляется не просто некорректным, но и опасным преувеличение собственных возможностей и недооценка потенциала религиозно-политического экстремизма в Казахстане.
В целом, высокий уровень сопротивляемости казахстанского общества любым формам проявления экстремизма, в том числе и религиозно-политического, обусловлен многими вполне объективными обстоятельствами, такими как специфика «казахского» ислама, полиэтническая структура населения, относительно устойчивое социально-экономическое развитие Казахстана, благополучное геополитическое расположение страны и т.д.
Задача обеспечения будущей безопасности Казахстана требуют от него заблаговременного определения комплекса средств противодействия псевдоисламизму, проведения на постоянной основе контактов с мусульманскими странами по вопросам координации усилий в борьбе с псевдоисламскими террористическими экстремистскими вызовами.
С целью искоренения имеющихся негативных тенденций и предотвращения возникновения возможных проблем развития нетрадиционных религиозных течений в обществе предлагаются следующие рекомендации. В частности, со стороны гражданского общества, религиозных и общественных объединений и государственных органов мы предлагаем проведение следующих мероприятий:
– религиозно-просветительская политика среди населения, в особенности среди молодого поколения. Как известно практически все радикальные исламские течения активно работают в молодежной среде. В частности стоит отметить у традиционных конфессий Казахстана (ислама ханифитского мазхаба и православия) отсутствуют специальные молодежные программы;
– активное участие и объединение усилий силовых структур, общественных и религиозных объединений и СМИ в противодействии распространению данного явления;
– диалог внутри самого ислама. Между различными течениями, направлениями в исламе необходим непосредственный активный диалог – как единственный качественный способ противодействия распространению псевдоисламских идей;
– использование возможностей СМИ и интернета в противодействии негативным явлениям современности, в том числе и распространению радикальной идеологии, международному терроризму.
Подготовила Карамендинова Айнур