Всевышний в суре «Аль-Калам», обращаясь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, ты – человек превосходного нрава». (Аят 4).
Мудрецы говорят: «Если хочешь узнать действительно ли кто-либо является хорошим человеком, то поспрашивай о нем у его врагов…».
Кто может с полной уверенностью утверждать, что его окружение отзывается о нем положительно? Разве не бывает так, что порой даже те, кого мы считаем близкими во всём нам людьми, не всегда отзываются о нас лестно?
Однако нрав и поведение нашего Пророка (с.а.с.) были таковы, что даже враги не могли указать на недостатки в его характере и поступках. Не это ли явное доказательство истинности, сказанной в праведном аяте? Разве то, что далеко недружелюбно настроенные люди признают чьи-то высокие достоинства, не является настоящим мерилом праведности и превосходности этого человека?
Иной раз бывает так, что вместо того, чтобы притягивать к себе других, мы наоборот отталкиваем их от себя. Причиной этого могут быть различные факторы. Надо признать, что отчужденность и неприязнь других часто бывает вызвана нашим же поведением.
Поэтому, нам хотелось бы познакомить читателя с десятью высокими качествами, которые были присущи пророку Мухаммеду (да благословит его Аллах и приветствует). И нет сомнения в том, что обладание такими качествами может стать веской причиной того, чтобы ваши враги стали вашими друзьями, а друзья – духовными братьями.
Итак, первое качество: стремление стать обладателем хорошего нрава. Ведь Пророк (с.а.с.) сказал: «Среди мусульман наиболее совершенным иманом обладают те, кто обладает хорошим характером и кротким нравом, которые притягивают к себе и к ним притягиваются, по причине их хорошего нрава. И нет блага в том, кто не притягивает к себе по причине его плохого нрава». («Аль-Джами`ус-Сагир», 9147).
Второе качество: восприятие проблемы (сочувствие в беде и горе) других как своей личной. Так как Пророк (с.а.с.) говорил: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату того же, чего желает самому себе». («Сунанут-Тирмизи», 2634). «Мусульманин мусульманину брат, и он не должен притеснять и предавать его. Тому, кто поможет своему брату в нужде его, Аллах поможет в его собственной нужде. Того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто прикроет мусульманина, Аллах прикроет в День воскресения». («Сахих Аль-Бухари», 2310).
Третье качество: надежда, вера в лучшее. Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине, надежда – милость, дарованная Всевышним моей умме. И если бы не надежда, то мать не стала бы кормить ребенка грудью, а человек не стал бы ухаживать за саженцами». («Кашфуль-Хафа», 650).
Четвертое качество: смиренность и скромность. Пророк (с.а.с.) сказал: «Скромность дарует человеку лишь возвышение. Будьте смиренными! И Всевышний возвысит вас». («Аль-Джами`ус-Сагир», 3411).
Пятое качество: мягкость и доброжелательность в общении с людьми. Пророк (с.а.с.) сказал Ашаджжу Абд Аль-Кайсу (да будет доволен им Аллах): «Поистине, тебе присущи два качества, которые любит Аллах: кротость и терпеливость». («Сахиху Муслим», 25/17).
Шестое качество: приветливость и доброжелательность. Пророк (с.а.с.) сказал: «То, что ты смотришь на брата улыбаясь – садака». («Тухфату Аль-Ахуази», 1963). То есть, приветливое обращение равносильно совершению хорошего поступка.
Седьмое качество: оказывание знаков внимания. Пророк (с.а.с.) сказал: «Дарите друг-другу подарки. И между вами сложатся дружеские отношения». («Аль-Джами`ус-Сагир», 3374).
«Дарите друг-другу подарки. Поистине, подарок удаляет из сердца неприязнь». («Сунанут-Тирмизи», 2213).
Восьмое качество: сочетание облика и духовного мира. Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен. И Он любит прекрасное». («Сахиху Муслим», 147/91).
Девятое качество: стремление никогда не лгать и не лицемерить. Пророк (с.а.с.) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, говорит благое или хранит молчание». («Сахих Аль-Бухари», 5672).
Десятое качество: умение управлять своими гневом, злостью и неприязнью. Пророк (с.а.с.) сказал: «Не сердись! Поистине, гнев – дурной поступок». («Аль-Джами`ус-Сагир», 9836).
И да предопределит нам Создатель следование и подражание Пророку (да благославит его Аллах и приветствует) во всем! Аминь!