Изучение своей истории и культурного наследия — гарантия нашего стабильного будущего.
Возможно, поэтому в последние годы Глава государства Касым-Жомарт Токаев уделяет большое внимание модернизации исторических ценностей казахской нации. На прошедшем в Атырау курултае Президент страны указал на особое место Улуса Джучи (Жошы) в государственной традиции Казахстана, остановился на важности изучения исторической личности хана Джучи, его места и роли в казахской истории. Сенатор, доктор исторических наук, академик НАН РК Дархан Кыдырали, активно участвующий в исследовательских работах, рассказал о роли хана Джучи в казахской истории, коснувшись также темы Золотой Орды.
Первая попытка
Казахское ханство — это важная историческая веха, ведь его возникновение, даже само появление нации на исторической сцене не были случайными. Этому предшествовал определенный исторический период, который перешел в дальнейшую веху. Один из его отрезков пересекает Золотая Орда — Великий улус. Тема Золотой Орды исследована фрагментарно, особенно в советский период изучать ее не очень-то разрешалось. Поэтому наши историки-любители, в основном, не отдаляются от Чингис-хана. Но системные исследования в части образования государства, его последующего социально-экономического развития, деятельности Улуса, как связующего центра для цивилизаций, расположенных на Шелковом пути, его культуры и литературы не велись. В связи с этим, когда в 2015 году отметили 550-летие Казахского ханства, мы предложили отметить 750-летие Золотой Орды — Великого улуса, а затем и 800-летие Улуса Жошы. В том же году, чтобы не упускать времени, мы начали исследовательскую работу. Иногда говорят, что история казахского народа не имеет глубоких корней, что у нас не было государственности. С целью доказательства давнего происхождения нашей государственности с помощью конкретных фактов мы организовали масштабные международные экспедиции. В частности, в 2016 году мы провели международную экспедицию в аймак Кентай, в Монголии. В следующем 2017 году была проведена международная экспедиция «Из Кентая в Улытау». В ней приняли участие 18 ученых. В 2018 году издали несколько книг, провели крупные совещания. В 2019 году мы организовали большую международную конференцию в Париже. В ней приняли участие видные ученые из разных стран. Кроме того, прошли представительные форумы в Стамбуле, Астане, Таразе, Бишкеке, было издано около 20 книг. В том числе были изданы 5 томов книги Рашид ад-Дина, со сборником различных документов. В числе документов можно отметить монографии о Джучи и Берке.
Вдохновение историей
На наше счастье, у нас сохранилось единственное историческое наследие Чингис-хана и его династии — мавзолей Джучи. Он находится в нашей Сарыарке. Нет никаких других памятников, оставшихся от детей, внуков и правнуков Чингис-хана. О Джучи осталось множество легенд, даже музыкальных. Например, есть фольклорное наследие — кюй «Аксак кулан». Очень ценные рассказы остались от Машхур Жусупа. Интересно, что в Монголии почти нет сведений о Джучи. Там до последнего времени, пока мы не провели экспедиции, не многие знали о нем. Только с 2017–2018 годов у них появился интерес к Джучи, и для него выделили специальное место в Музее Чингис-хана в Улан-Баторе.
Как говорят ученые, в 2024 году исполняется 800 лет с восхождения Джучи на ханский трон. И возникает вопрос: «Так мы же недавно отмечали 750-летие Великого Улуса — Золотой орды?». Мы отсчитываем самостоятельность Золотой Орды не с восхождения Джучи на трон, а с курултая в Таласе. Известно, что на Таласе, где образовались многие государства, в 1269 году прошел Великий курултай, созванный ханом Кайду, и в Великой степи появились Улус Джучи (Великий улус — Золотая Орда) и Моголистан. По призыву Кайду на берегу реки Талас собрались принцы из числа потомков Чагатая, Угедея, Джучи и провели первый в Центральной Азии Великий курултай. Он так и называется — курултай на реке Талас 1269 года. Выбор этого исторического места для проведения курултая не был случайным. В этом регионе, издавна считавшемся благодатной землей, размещалась ставка Огыз хана, отсюда начался Тюркский каганат. После Таласской битвы 751 года тюрки впервые приняли Ислам, после того, как дали сокрушительный отпор Империи Тан. После этого здесь возникли города Баласагун, Суяб, Тараз и государство Караханидов. Поэтому в этом месте, которое Махмуд Кашгари называл «Великий Талас», сакральном для тюрков, Кайду провел курултай. В курултае под руководством Кайду приняли участие от Золотой Орды — Беркечар и Монке темир, от улуса Чагатая — Барак.
Вообще, вместе с Улусом Джучи мы должны придавать значение улусу Чагатая и Моголистану. Потому, что если в то время северная часть территории современного Казахстана относилась к Золотой Орде, то Южное Семиречье, Чу-Таласский регион относились к Моголистану, региону Чагатая. Все это мы должны рассматривать в целом. Потому, что эти регионы и государственные образования были тесно связаны и, впоследствии, они стали основой для возникновения Казахского ханства. В частности, нельзя забывать, что Казахское ханство возникло именно в Моголистане.
Купольные мавзолеи
После того, как Джучи умер, в Великой степи, в регионе Улытау был построен красивый мавзолей. Вблизи мавзолея есть место, которое называют «орда Джучи». Мавзолей Джучи хана, расположенный на берегу реки Каракенгир, относится к портально-купольному типу. Купола построены из обожженного кирпича и покрыты синей глазурью. В ходе раскопок в месте захоронения Джучи, проведенных под руководством Ж.Смаилова, были обнаружены остатки поселения, построенного из кирпича-сырца. Упоминание об этом мавзолее в Улытау впервые встречается в работе историка XVI Хафиза Таныша «Шараф-наме-и шахий». В этом историческом труде описывается остановка правителя Бухары Абдаллаха вблизи мавзолея Джучи хана во время его поездки в Улытау, весной 1552 года. Академик Каныш Сатбаев писал о мавзолее Джучи в статье «Доисторические памятники в Джезказганском районе»: «Справа от горы Баскагыл, на берегу реки Кенгир сохранились три прямоугольных старинных мавзолея из обожженого кирпича, с куполами. Форма и размер кирпичей близки к „золотоордынскому стилю“. По легендам, эти мавзолеи принадлежат Алаша хану, Жошы хану и домбристу-импровизатору Домбауылу».
После этого, в 1946 году академик Алькей Маргулан впервые провел археологические раскопки в мавзолее Джучи хана. При раскопках внутри мавзолея были обнаружены две могилы. В первой могиле были найдены остатки деревянного саркофага, скрепленного железными гвоздями. При продолжении раскопок на дне могилы был обнаружен человеческий череп без костей верхней части. Самое интересное, когда кости собрали, оказалось, что не хватает костей одной руки. Здесь был похоронен мужчина средних лет. В могиле были найдены кости диких животных, череп верблюда, куски выделанной кожи, тканей и знамя. Ученый, придавая особое значение помещению в могилу костей диких животных, утверждал, что этот факт подтверждает версию гибели Джучи от нападения диких куланов. А.Маргулан, сравнивая найденные в могиле археологические артефакты, легенды и сведения из письменных источников, решил, что в этих могилах в мавзолее похоронены Джучи хан и одна из его жен. В одних легендах говорится, что Джучи был положен в могилу без одной руки, в других — что в этом мавзолее похоронена лишь одна его рука или даже мизинец. А.Маргулан говорил, что мавзолей был построен в 1229 году, через год после смерти Джучи.
Археолог Ж.Смаилов высказал такое мнение о времени постройки мавзолея: «В правление Узбек хана в Золотой Орде распространился Ислам и стал официальной государственной религией. В это время семья Джучи начала строить мавзолей в честь предков, один из них был посвящен ему. Позднее здесь мог быть похоронен один из потомков Джучи».
Хотя среди исследователей есть разные мнения по поводу времени постройки мавзолея, заметно, что его архитектура недалека от памятников эпохи Караханидов. Купола в верхней части памятника указывают на его исполнение по восточному, мусульманскому образцу. Эту мысль подтверждает один из имеющих большую историко-культурную ценность артефактов, найденных в ходе раскопок на мавзолее — плита с арабскими надписями. Эти данные показывают влияние Ислама в Великом Улусе во время постройки мавзолея. Ученые, по результатам научно-исследовательских работ в части археологических, архитектурных особенностей, считают, что мавзолей был построен в честь Джучи. На наш взгляд, этот мавзолей был построен по указанию его сына — Берке.
Историк Жузжани писал о хане Берке следующее: «Сын Жошы хана Берке родился во время похода на земли мусульман. Когда родился Берке, Жошы сказал его матери: „Пусть этого мальчика воспитает мусульманка, и пусть его пуповину обрежет мусульманин, пусть Берке питается молоком матери-мусульманки, пусть вырастет мусульманином. Если это правда, да облегчит Аллах участь Жошы в аду. Безусловно, с таким напутствием Берке, когда вырос, обратился в мусульманство. В 658 году хиджры (1259-1260) правителем-мусульманином стал этот сын Жошы“.
Эта информация подсказывает нам, что правление Джучи стало началом распространения мусульманства в улусе. Эту мысль подтверждает и то, что имя одного из его сыновей было Мухаммед. В таком случае, вполне возможно, что Берке похоронил своего отца по мусульманскому обряду.
Выигрышное предложение
Первый депутатский запрос в этом году я начал с Джучи хана. Потому, что в его личности много загадочного. Среди историков не прекращаются споры о его рождении, смерти, жизненном пути. Что бы ни говорилось, выдающиеся заслуги Джучи, его жизненный путь оказали влияние не только на историю Золотой Орды, но и нашли свое продолжение в Казахском ханстве. Если учесть, что Казахское ханство было создано, как продолжение Золотой Орды, то Джучи считается предком всех казахских ханов. Поэтому его нужно изучать как большую фигуру. О нем должны быть сняты фильмы. Имя Джучи должно войти в школьные учебники. Нельзя ограничиваться несколькими словами, говоря о великом человеке.
Не знать историю нации — горе! Но есть и худшее горе, это — ошибочное знание истории. Если историческое сознание является основой национального сознания, то от искаженного понимания формируется ошибочное представление. Поэтому, правильное написание и преподавание истории так же актуально, как и создание истории. Должно подчеркиваться, что Джучи является предком казахских ханов. Наряду с этим, в учебники должны быть внесены последние сведения об истоках казахской государственности.
Например, в учебнике для 6-7 класса государству Моголистан, где прошел Таласский курултай, созданному между Семиречьем и Сырдарьей, посвящен 1 параграф, а в учебнике для 10-го класса всего 4-5 строк. Хотя известно, что именно в Моголистане, на реке Шу была заложена основа Казахского ханства.
Следует отметить, что на всех специальностях в вузах должна преподаваться история Казахстана. Нужно привести эту дисциплину к методологическому единообразию, отдавая приоритет истокам нашей государственности. Также актуально проведение фундаментальных исследований Улуса Джучи, создание специального музея, присвоение имени Джучи различным объектам, с целью возрождения литературного, культурного наследия проводить конкурсы Джучи и Едиге, внесение памятных комплексов Улытау в список материального наследия ЮНЕСКО. Важно и оказание этому информационной поддержки, создание документальных познавательных и художественных фильмов, мультфильмов для детей.
В столице именем Джучи хана названа улица. Думаю, что это очень правильное решение. Желательно, чтобы это хорошее начинание продолжилось в других городах страны. Теперь нужно назвать именем Джучи аэропорт в Жезказгане. Например, если окажетесь в Улан-Баторе, то выйдете из самолета в аэропорту «Чингис-хан». Жезказган — административный центр Улытауской области. Разве не будет замечательно, если приезжающих посмотреть на мавзолеи Джучи хана, Алаша хана, будет встречать аэропорт «Джучи хан»? В заключение хочу сказать, что мероприятия по пропаганде Джучи должны продолжаться без перерывов. Как отметил Глава государства Касым-Жомарт Токаев, на международной арене понятия «Золотая Орда — Великий Улус» должны быть прямо связаны с Казахстаном.
Дархан Кыдырали