Различные религии по-разному интерпретируют цвета.
В религии Ислама можно выделить 5 основных цветов, которые чаще всего упоминаются в сурах Священного Корана – белый (абьяд), черный (асвад), желтый (асфар), зеленый (ахдар), красный (ахмар).
Использование цветов в исламском искусстве выходит за рамки чисто эстетических целей, поскольку они часто передавали духовные послания или нравственные уроки.
БЕЛЫЙ ЦВЕТ
Основным цветом в исламской символике считается белый как символ святости и достоинства, а в ритуальной церемонии он является не трагическим, а благостным символом траура. Белый цвет приобрел собирательное значение всего хорошего и наилучших качеств.
Он является символом святости и достоинства и любимым цветом Пророка (мир ему).
Этот цвет используется в ритуальной церемонии – умершего заворачивают в белый саван; мусульмане совершают обход вокруг Священной Каабы, облачившись в белый ихрам.
«Одевайте одежду белого цвета поистине, она самая чистая и самая приятная, а также заворачивайте ею ваших усопших» (Имам Ахмад, ат-Тирмизи).
«О Аллах! Очисть меня от моих грехов, как ты очистил белую одежду от грязи» (имам аль-Бухари, Муслим).
Примечателен тот факт, что знамена раннего ислама были белого цвета (без надписей и изображений), которые во время военных действий сменялись на красные.
К слову, белый цвет упоминается в 12 аятах.
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ
Черный цвет второй по значимости цвет в исламе и означает чистоту, непорочность и скромность.
Стоить отметить, что черный цвет у многих народов считается символом таинственности, тьмы, разрушения и ада. В исламе наоборот черный цвет, обладает особым статусом – это цвет Священного камня Каабы. Также он мыслился как божественный, покрывающий все остальные цвета.
В некоторых источниках сообщается о том, что на Пророке (мир ему) была черная одежда в день завоевания Мекки.
В этот цвет окрашено и священное знамя династии Аббасидов. Главный священный символ исламского храма – черный камень.
«Я сшила Пророку (мир ему и благословение) плащ чёрного цвета, и он его надел» (Имам Ахмад, АбуДавуд, Ибн Хаббан).
«Вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и на нём был плащ в полоску из чёрного меха» (Имам Муслим).
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ
Желтый цвет, упоминается в 5 аятах в Коране.
Желтый в исламе символизировал радость и часто ассоциируется с золотом. Золото считается воплощением просвещения, исходящего от слова Божьего, поэтому оно широко использовалось для оформления Коранов и рукописей.
«Воистину, это корова, ярко жёлтая, цвет её радует глядящих» (сура «Аль-Бакара» – «Корова», 69 аят).
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ
Зеленый цвет в исламе имеет исключительно положительное значение. В Коране зеленый цвет представлен как цвет Рая.
«В любом месте, куда ни посмотришь, в Раю великое блаженство и великая власть Аллаха. Они одеты в одежду из зелёного тонкого шёлка и плотного атласа» (Коран, 76:20-21).
«Они будут возлежать на ложах с зелёными покрывалами и на коврах удивительной красоты» (Коран, 55:76).
Зеленый цвет символизировал природу, гармонию и жизнь. По мнению психологов, этот цвет означает успокоение и достижение целостности и гармонии. Таким образом, зеленый цвет можно заслуженно назвать «брендом» Ислама.
Не случайно этот благородный цвет нашел свое отражение в флагах исламских стран. Примечателен и тот факт, что знамена и флаги времен Пророка (мир ему) не имели никаких надписей и изображений, а состояли из полотен одного цвета. Один флаг в мире полностью был одноцветным – это зеленое полотно Ливии при правлении Каддафи.
В понимании мусульман, зеленый цвет является олицетворением, прежде всего, рая, который ждет всех достойных людей. Но также мира и справедливости, как хороший и добрый цвет. В понимании мусульман, зеленый цвет является олицетворением, прежде всего, рая, который ждет всех достойных людей. Но также мира и справедливости, как хороший и добрый цвет.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ
Красный для мусульман – священный, магический, имеющий большую «жизненную силу».
В отличие от библейской символики, где красный символизировал жестокость и греховность, в исламе – это положительный символ – Солнце, Огонь и Кровь как признак жизни, красоты и сильных эмоций.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в праздничные дни надевал верхнюю накидку (плащ) красного цвета» (ат-Табрани).