Пятница, 19 сентября, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Цифровая угроза: как деструктивные группы манипулируют сознанием в Интернете

24.07.2024
в Государство и религия, Избранное, Статьи
0
136
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

В эпоху информационных технологий экстремистские организации активно используют интернет для пропаганды своих идей. Новое исследование раскрывает сложные механизмы психологического воздействия на пользователей и предлагает эффективные способы противодействия цифровым манипуляциям.

Интернет, ставший неотъемлемой частью современной жизни, открыл беспрецедентные возможности для коммуникации и обмена информацией. Однако наряду с позитивными аспектами, глобальная сеть создала благоприятную среду для распространения деструктивных идеологий. Экстремистские и террористические группы активно осваивают цифровое пространство, применяя все более изощренные методы психологического воздействия на аудиторию.

Исследователи из Центра изучения цифровой безопасности провели масштабный анализ контента экстремистских организаций в социальных сетях и мессенджерах. Результаты этого исследования, опубликованные в журнале «Cybersecurity Today», раскрывают тревожную картину эволюции онлайн-пропаганды и ее влияния на пользователей.

Эволюция онлайн-пропаганды

Анализ контента экстремистских организаций показывает, как стремительно менялись их стратегии за последние годы:

  1. 2014-2015 гг.: Эра «цифрового халифата» На этом этапе террористические группировки, в частности ИГИЛ (запрещенная в России организация), делали ставку на создание иллюзии «идеального исламского государства». В сеть выкладывались профессионально снятые видеоролики, демонстрирующие якобы процветающие города под контролем боевиков, функционирующие больницы и школы. Цель этой кампании — привлечь новых сторонников, особенно из числа разочарованной мусульманской молодежи западных стран.
  2. 2016-2018 гг.: Романтизация джихада После военных поражений и утраты контроля над значительными территориями, пропаганда сместилась в сторону романтизации образа «воина джихада». Конфликты представлялись в формате захватывающей компьютерной игры, активно использовались элементы поп-культуры для привлечения молодежи. В этот период получили распространение «нашиды» — героические песнопения, прославляющие подвиги боевиков.
  3. 2019 — настоящее время: Эра персонализации Современный этап характеризуется более тонким и индивидуальным подходом. Экстремистские группы активно используют алгоритмы социальных сетей для таргетированной рекламы, создают закрытые группы в мессенджерах для индивидуальной обработки потенциальных рекрутов. Большое внимание уделяется «мягкому» контенту — обсуждению религиозных вопросов, проблем идентичности, социальной несправедливости, что позволяет постепенно подводить человека к радикальным идеям.

Психологические приемы вовлечения

Исследователи выделяют три основных этапа психологической обработки потенциальных рекрутов:

Президент Казахстана предложил сделать бокс национальным видом спорта

Президент Казахстана предложил сделать бокс национальным видом спорта

18.09.2025
О чем договорились лидеры мировых религий на Съезде в Астане

О чем договорились лидеры мировых религий на Съезде в Астане

18.09.2025

1.»Язык обиды и несправедливости» На этом этапе формируется чувство обиды и несправедливости, создается образ врага. Активно используются реальные факты дискриминации мусульман, социального неравенства, политических конфликтов. Цель — вызвать у человека ощущение гнева и желание «восстановить справедливость».

Пример: Распространение видео о страданиях мирных жителей в зонах конфликтов, сопровождаемых комментариями о «бездействии мирового сообщества».

2. «Язык обмана и альтернативной реальности» Здесь происходит массированное распространение дезинформации, создание альтернативной картины мира. Исторические факты искажаются, теории заговора представляются как очевидная истина. Человека постепенно изолируют от альтернативных источников информации.

Пример: Создание закрытых групп в социальных сетях, где участники получают «эксклюзивную информацию», недоступную в mainstream media.

3. «Язык праведности и избранности» На финальном этапе экстремистская группа позиционирует себя как единственных борцов за справедливость. Активно используются религиозные тексты, вырванные из контекста. У человека формируется ощущение избранности, принадлежности к «тайному знанию».

Пример: Распространение «толкований» религиозных текстов, якобы призывающих к насильственным действиям против «неверных».

Особенности восприятия информации современной аудиторией

Эффективность деструктивной пропаганды во многом обусловлена изменениями в восприятии информации современным человеком:

1.»Клиповое мышление»

  • Склонность к поверхностному восприятию информации
  • Трудности с длительной концентрацией внимания
  • Предпочтение коротких, эмоционально насыщенных сообщений

Это делает людей более уязвимыми к манипуляциям, так как они не склонны к глубокому анализу получаемой информации.

2. Визуальная ориентированность

  • Предпочтение образов текстовой информации
  • Высокая восприимчивость к инфографике, мемам, коротким видео

Экстремистские группы активно используют этот тренд, создавая визуально привлекательный контент, который легко распространяется в социальных сетях.

3. Многозадачность

  • Привычка одновременно обрабатывать информацию из нескольких источников
  • Быстрое переключение между различными видами деятельности
  • Снижение критичности при обработке информации

Это приводит к тому, что люди часто не замечают противоречий в получаемой информации и более склонны принимать на веру сомнительные утверждения.

4. Эмоциональная вовлеченность

  • Предпочтение эмоционально окрашенной информации
  • Склонность к быстрым эмоциональным реакциям (лайки, репосты)
  • Снижение рациональной оценки информации

Экстремистские группы умело играют на эмоциях, создавая контент, вызывающий сильные чувства — гнев, возмущение, сострадание.

Методы манипуляции в сети

Деструктивные группы применяют широкий спектр манипулятивных техник:

1.Искажение информации

  • Подтасовка фактов
  • Использование полуправды
  • Манипулятивная семантика (подмена понятий)

Пример: Использование реальных фотографий жертв конфликтов, но с ложными подписями, искажающими контекст событий.

2. Информационная перегрузка

  • Создание потока избыточной информации
  • Затруднение выделения главного в информационном шуме

Пример: Массовая публикация постов на определенную тему, чтобы создать иллюзию её широкого обсуждения и значимости.

3. Эмоционализация контента

  • Апелляция к базовым эмоциям (страх, гнев, сострадание)
  • Вытеснение рационального осмысления эмоциональными реакциями

Пример: Использование шокирующих видео с места событий, вызывающих сильную эмоциональную реакцию и желание немедленных действий.

4. Использование «лингвистических ловушек»

  • Применение специфической терминологии
  • Создание собственных неологизмов
  • Искажение смысла общеупотребительных слов

Пример: Использование религиозных терминов в искаженном контексте для придания ложной легитимности своим идеям.

5. Эксплуатация когнитивных искажений

  • Использование эффекта подтверждения (confirmation bias)
  • Игра на эффекте Даннинга-Крюгера
  • Манипуляции с эффектом знакомства с объектом

Пример: Создание закрытых групп, где участники постоянно получают подтверждение своим взглядам, усиливая уверенность в их правильности.

Результаты исследований

Проведенные эксперименты показали тревожные результаты:

  • Пропагандистские материалы экстремистских групп воспринимаются аудиторией как более убедительные по сравнению с текстами экспертов по противодействию экстремизму. Это связано с более эмоциональной подачей и использованием упрощенных объяснений сложных проблем.
  • Молодежь в возрасте 18-25 лет демонстрирует наибольшую уязвимость к деструктивной пропаганде. Это объясняется как психологическими особенностями данного возраста (поиск идентичности, максимализм), так и наибольшей вовлеченностью в цифровую среду.
  • Высшее образование и навыки медиаграмотности значительно повышают устойчивость к манипуляциям. Люди, обученные критическому анализу информации, в 3 раза реже поддаются на провокационные призывы в сети.
  • Социально-психологические факторы играют ключевую роль в восприимчивости к экстремистской пропаганде. Люди, находящиеся в сложной жизненной ситуации (потеря работы, проблемы в семье), на 40% более склонны к принятию радикальных идей.

Как защититься от цифровых манипуляций

На основе проведенного исследования эксперты разработали ряд рекомендаций:

1.Развивать критическое мышление

  • Учиться анализировать информацию с разных точек зрения
  • Не принимать на веру громкие заявления без проверки
  • Искать первоисточники информации

2. Повышать уровень медиаграмотности

  • Изучать принципы работы социальных сетей и их алгоритмов
  • Учиться распознавать фейковые новости и манипулятивные техники
  • Регулярно проходить онлайн-курсы по цифровой грамотности

3. Диверсифицировать источники информации

  • Читать новости из различных источников, представляющих разные точки зрения
  • Не ограничиваться информацией только из социальных сетей
  • Обращаться к авторитетным экспертам и научным публикациям

4. Контролировать эмоциональные реакции

  • Не принимать решений под влиянием сильных эмоций
  • Давать себе время на обдумывание резонансной информации
  • Учиться распознавать попытки манипуляции эмоциями

5. Быть осторожным при общении с незнакомцами в сети

  • Не раскрывать личную информацию
  • Проверять профили новых онлайн-знакомых
  • Быть бдительным к попыткам вовлечения в закрытые группы

6. Поддерживать реальные социальные связи

  • Не замыкаться в виртуальном мире
  • Обсуждать волнующие темы с друзьями и близкими в реальной жизни
  • Участвовать в общественной жизни и волонтерских проектах

Заключение

Противодействие распространению деструктивных идей в интернете требует комплексного подхода, включающего:

  • Образовательные программы по развитию критического мышления и медиаграмотности
  • Психологическую поддержку уязвимых групп населения
  • Совершенствование систем мониторинга и фильтрации деструктивного контента
  • Международное сотрудничество в борьбе с транснациональными экстремистскими сетями
  • Разработку позитивного контента, формирующего конструктивные ценности и модели поведения

Только объединив усилия общества, государства и IT-компаний, мы сможем сделать цифровое пространство безопасным для всех пользователей. При этом важно соблюдать баланс между обеспечением безопасности и сохранением фундаментальных прав и свобод в интернете.

Борьба с цифровыми угрозами — это не только технологическая, но и гуманитарная задача, требующая повышения общего уровня образования, развития критического мышления и укрепления гуманистических ценностей в обществе.

АСХАТ АХМЕДИЯР, эксперт по вопросам экстремизма и терроризма

Тэги: АСХАТ АХМЕДИЯР
Поделиться3Твитнуть2ПоделитьсяПоделиться

Похожие записи

Между верой и светскостью: религиозный ландшафт современного Казахстана
Государство и религия

Между верой и светскостью: религиозный ландшафт современного Казахстана

22.07.2024
Эксперт рассказал, как реализуется госполитика в религиозной сфере Казахстана
Государство и религия

Эксперт рассказал, как реализуется госполитика в религиозной сфере Казахстана

17.07.2024
Загрузить еще
Следующий пост
В Казахстане стартовала Летняя школа Media Bootcamp

В Казахстане стартовала Летняя школа Media Bootcamp

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

Президент Казахстана предложил сделать бокс национальным видом спорта
Избранное

Президент Казахстана предложил сделать бокс национальным видом спорта

18.09.2025
О чем договорились лидеры мировых религий на Съезде в Астане
Государство и религия

О чем договорились лидеры мировых религий на Съезде в Астане

18.09.2025
Глава государства встретился с делегацией из «Аль-Азхар»
Новости

Глава государства встретился с делегацией из «Аль-Азхар»

18.09.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2024 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Опрос
  • О проекте

© 2024 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

      Update Required Flash plugin
      -
      00:00
      00:00
        Задать вопрос
        Задать вопрос