Ислам – это подчинение Создателю и покорность. В отношении между человеком и Создателем, который сотворил его и взрастил, указал ему прямой путь (Истины) и приказал идти по ней – не может быть места высокомерию и заносчивости.
Поэтому человеку нужно следовать желанию (и целям) Аллаха. Кто получает директивы и инструкции сверху, тот знает о необходимости следования им.
Аллах сказал:
«А кто обратил свое лицо к Аллаху и творит добро, тот ухватился за надежную опору. К Аллаху – завершение дел!» (Лукман – 22)
Какое должно быть отношение между Создателем и созданным? Между существующим на земле несколько десятков лет, чтобы потом вернуться к Тому, кто создал его? Отношение игнорирования или познания? Заносчивости или повиновения?.
Естественно, что человек должен знать своего Создателя, выполнять Его приказы и запреты, следовать Его пути. Это и есть смысл Ислама и смысл того, что утверждали все посланники Аллаха:
«Поистине, религия пред Аллахом – Ислам, и разошлись те, кому было даровано (Божественное)писание, только после того, как пришло к ним знание (от пророков), по злобе между собой. А если кто не верует в знамения Аллаха… то ведь Аллах быстр в расчете!» ( Али Имран 19)
Если человек объявляет свою покорность Создателю, уважение к Его завещаниям и полное подчинение Его указаниям, то он перекликается и соответствует всей Вселенной, поклоняющейся своему Создателю и восхваляющей Его величие.
«Неужели они стремятся к религии другой, чем религия Аллаха, когда Ему предались те, что в небесах и на земле, добровольно и невольно, и к Нему вы будете возвращены?» (Али Имран 83)
И ошибаются те, кто думает, что Ислам – это название религии, с которой 15 веков назад пришел Мухаммад (мир ему). Востоковеды России, привыкшие называть религии по имени их посланников, автоматически дали Исламу имя Магометанство. Магомет – это переделанное на кавказский манер имя Мухаммад.
Ислам же – это название всех божественных посланий, которые направляли людей со дня их сотворения и до сегодняшнего дня. Правильно, что истина Ислама оформилась и приняла последнюю стадию в послании Мухаммада (мир ему), хотя все пророки проповедовали религию, по имени Ислам.
Исраил – это благородное прозвище Иакова (мир ему) – пророка, который призывал к Исламу и завещал его своим детям.
«Разве вы не были свидетелями, когда предстала к Иакубу (Иакову) смерть? Вот он сказал своим сынам: «Чему вы будете поклоняться после меня?» Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему богу и богу твоих отцов, – Ибрахима, и Исмаила, и Исхака, – единому Богу, и Ему мы предаемся». (Баккара 133)
Конечно же сегодняшнее государство Израиль никакого отношения к Исламу не имеет. Иисус (мир ему) учил своих последователей покорности Создателю и правильному поклонению.
Аллах говорит: «Мы низвели Тору, в которой руководство и свет; судят по ней пророки, которые предались, тех, кто исповедует иудейство, а раввины и книжники – сообразно с тем, что им дано на хранение из писания Аллаха, и они – об этом исповедники. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня! И не покупайте за мои знамения малую цену!» (Маида 44)
И не будет считаться мусульманином тот, кто придает Создателю сотоварища или сына. После правильного познания Всевышнего идет исполнение Его приказов и полное подчинение Ему. В Коране описывается величие Аллаха, Его прекрасные имена и качества. Показ совершенства Аллаха и Его восхваление вы не найдете в других книгах, кроме Корана.
К примеру, Аллах говорит:
«У него сокровенное небес и земли. Как Он видит и слышит! Нет у них помимо Него пособника, и никого Он не делает соучастником Своего решения». (Пещера 26)
Разве может человек не повиноваться тому, кто создал каждую вещь и устроил ее. Кто владеет нашим слухом и зрением, чередует ночь на день, посылает ветер и дождь. Кто избавляет нас от горя и болезней. В благородном Коране дается полный ответ тем, кто приписывает Аллаху сына или уподобляем Ему кого-то:
«Они сказали: «Взял Аллах себе ребенка». Хвала Ему, Он богат! Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Нет у вас на это никакой власти! Неужели вы станете говорить на Аллаха то, чего не знаете? Скажи: «Поистине те, которые измышляют на Аллаха ложь, не будут счастливы!» ( Йунус 68-69)
После установления этой истины, приходит другая истина. Основа ее – полное подчинение Аллаху. Потому что несовместимо повиновение Аллаху и неисполнение Его требований. Означает ли это, что мусульманин не может впасть в прегрешения? Конечно же нет. Человек может ошибаться, поддаться чувствам, но потом он избавляется от совершенной ошибки, стыдясь и раскаиваясь!
Природа человека и окружающая атмосфера в обществе могут подтолкнуть его на дурной поступок. Но из-за этого он не выходит из Ислама:
«Те, которые богобоязненны, когда коснется их видение сатаны, вспоминают, и вот они видят». (Преграды 201)
Поэтому Пророк Мухаммад (мир ему) отверг проклятие пьющему человеку. Он не стал проклинать слабовольного человека, пристрастившегося к спиртному. Расстройство и сумятицу пьющего человека нельзя сравнить с обществом, где выращивают виноград для вина, распространяют наркотики, открывают рестораны и бары, берут налоги с продавца спиртного…
Большая разница между тем, кто разрешает спиртное и не выполняет требования Аллаха и тем, кто слабоволен и опускается до пристрастия. Первый – это преступный грешник (немусульманин), а второй – это больной, которого надо простить.
Пророк Мухаммад (мир ему) сумел создать общину, повинующуюся Аллаху, которая соблюдает молитвы от восхода солнца и до ночи. Она посещает мечети с такой точностью, что можно сверять по ним часы. Также, исламская община стремится к довольству своего Создателя во всех областях жизни: экономической, политической, культурной и т.д. Она искренне подчиняется приказам Аллаха. Первый и последний идеал в этом обществе – человек, беспристрастно следующий истине.
«Поистине, молитва моя и благочестие моё, жизнь моя и смерть – у Аллаха, Господа миров, у Которого нет сотоварища. Это мне велено, и я – первый из предавшихся». (Скот 162-163)
А последователи его (мир ему) поняли смысл клятвы Аллаха.
«Нонет – клянусь твоим Господом! – не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью.» (Ниса 65)
Воистину, повиновение человека своему Всевышнему Создателю – это честь и благородная правдивость. Это и есть Ислам.
Смагулов Марат,
теолог
«Центра исследования проблем религий города Нур-Султан»