Вопрос: Каковы признаки истинной красоты мусульманства? Что подразумевается под словом «пустое» в хадисе?
Ответ: В одном из хадисов Пророка говорится, что если человек не занимается пустыми делами, то это является признаком истинной красоты мусульманства: «Человек (с точки зрения обоих миров), отдалившийся от пустого и ненужного, – истинная красота мусульманства» (Муснад, I, 201; Ибн Мажа, Фитан, 12; Тирмизи, Зухд, 11).
Слова «ма лә иаъни» в хадисе означают слова и поступки, которые с точки зрения и религии и бытия не представляют никакой ценности и пользы. В исламской литературе этот термин также означает харам, макрух и мубах. В Коране используются синонимы этого слова: «абас», «ләғу», «лағыб».
Кроме того, часто встречаются аяты, повествующие о необходимости совершать благие дела в религиозной и мирской жизнях. Ведь, как известно, конечная цель мусульманства – уберечь человека от плохого и наставить на путь добрых дел.
Вышеупомянутый хадис – один из четырех хадисов, который мусульманские ученые называют: «основными принципами ислама», «основными принципами доброго нрава», «сборником хороших качеств».
Остальные три это: 1. «Если кто признает Аллаха и судный день, пусть говорит лишь хорошие слова или молчит» (Бухари, Адаб, 31); 2. «Когда один человек попросил Пророка дать ему наставление, Пророк ответил: «Не сердись». Когда человек повторил свою просьбу, Пророк еще раз повторил: «Не сердись» (Бухари, Адаб, 76); 3. «Пока каждый не пожелает своему брату по вере того, что сам себе желает, его вера не будет принята» (Бухари, Иман, 7).
Мера измерения пустого и ненужного – меры, утвержденные религией. Поэтому мусульмане берут за основу меры ислама. В свою очередь это демонстрирует необходимость мусульманам всегда проявлять осторожность и стремиться к лучшему. Таким образом, ограждение от вещей бесполезных и в религии, и в обществе, призвано способствовать развитию религии мусульман.
Возможно, некоторые люди, взяв в основу личные предпочтения, могут неверно растолковать этот хадис. К примеру, утверждая, что это не имеет к нему отношения, или, взвалив на себе то или иное полномочие, не предназначенное ему, можно нанести вред общественности.
Данный хадис призывает нас держаться подальше от пустых и ненужных вещей, заниматься полезными в обоих мирах делами, с пользой использовать каждую минуту, держать в уздах свое эго и постоянно стремиться к совершенствованию.
Занятие бесполезными делами приводит к забрасыванию нужных дел. Человек по своей природе зачастую с легкостью совершает поступки, способные удовлетворить эго, но препятствующие стремлению вперед. Для совершения зла или постыдного дела не требуется особой грамотности или сил. Поэтому хадис призывает в нашей бренной жизни заниматься важными делами, потому что именно это толкает человека на развитие и рост, укрепление веры.
Наряду с этим, напоминает, что не стоит вмешиваться в чужие дела, сеять раздор между людьми, тем самым становясь источником зла.
Алау АДИЛЬБАЕВ
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ