Одной из особенностей, присущих саляфитам, является отрицание ими правомерности мазхабов в фикхе (шариате) и акыде (вероубеждении).
Четыре мазхаба ахлюс-сунны уаль-джамаа в фикхе: ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский мазхабы.
Мазхабы ахлюс-сунны уаль-джамаа в акыде: матуридитский и ашаритский.
При этом саляфиты аргументируют свое отрицание мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа в фикхе и акыде тем, что во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то есть в эпоху сахабов (да будет доволен ими Аллах), не существовало никаких мазхабов.
Да, во времена нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сахабов (да будет доволен ими Аллах) не было не то что мазхабов, но даже такого понимания, как «мазхаб». Почему? Это вопрос, который недоступен пониманию саляфитов! А между тем, ответ на вопрос: «Почему в эпоху Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сахабов (да будет доволен ими Аллах) не было мазхабов, как в фикхе, так и в акыде?»,-очень прост! Дело в том, что во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) сахабы напрямую обращались к нему за разъяснением спорных вопросов. Наряду с этим сахабы задавали вопросы более осведомленным среди них и пользовались их помощью. Также во времена сахабов имело место следование кому-либо из сподвижников по конкретным вопросам. Однажды второй праведный халиф Омар (да будет доволен им Аллах), произнося хутбу, сказал: «О, люди! Если кто-либо из вас хочет узнать что-либо из Корана, то обращайтесь к Убай ибн Каабу, по поводу наследства к Зайд бин Сабиту, по вопросам фикха к Муазу бин Джабалю, по поводу материальных средств ко мне, так как Всевышний Аллах сделал меня управляющим (покровителем) и распределителем».
Таким образом Омар (да будет доволен им Аллах) указал на возможность следования сподвижникам, познания религии которых не вызывало сомнения, и необходимость обращения человека, который не имеет соответствующих знаний, к ученым.
Подобные случаи из жизни сахабов следует воспринимать как начало формирования мазхабов. В последующем, начиная со ІІ века по хиджре, прослеживается более четкое формирования мазхабов, изначально в фикхе, а в последующем и в акыде.
Как было сказано выше, в эпоху Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не было необходимости в мазхабах, суть которых заключается в следовании определенным ученым, которые, в свою очередь, следовали Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). После кончины Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), начиная с эпохи правления второго праведного халифа Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), Ислам начал распространяться на большие территории, в результате чего Ислам стали принимать представители различных наций и культур, в связи с чем стали возникать вопросы, требующие иджтихада ученых.
Иджтихад: вынесение учеными решения, в соответствии с требованиями шариата, в каком-либо вопросе. Следует заметить, что иджтихад не применется в вопросах, в которых есть ясное указание в Коране и Сунне. В качестве примера можно привести требование Корана, касающиеся пятикратного намаза, так как в Коране ясно сказано, что верующий обязан совершать пятикратный намаз. Таким образом, иджтихад касается вопросов, касательно которых нет ясного указания в Коране и Сунне, из чего следует, что иджтихад – это вывод, основанный на косвенных указаниях шариата. В качестве примера сказанному можно привести иджму и кияс.
Иджма: единодушное мнение ученых в определенном вопросе.
Кияс: суждение по аналогии.
Необходимость идждихада послужило причиной появления такой религиозной науки, как Усуль аль-фикх.
Усуль аль-фикх: дисциплина исламского права, систематизирующее источники извлечения норм из Корана и Сунны.
Именно формирование Усуль аль-фикх послужило появлению таких понятий, как фард (предписание), уаджиб (обязательное действие) и сунна (слова и действия Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), разделение действий на виды. Например, фард-айн, фард-кифая, сунна-муаккада, мустахаб, мандуб, макрух-тахрим, макрух-танзих и т.п.
Существует множество аятов и хадисов, указывающих на правомерность иджтихада, тем более, что сам факт существования различных культур, уровня понимания требований религии, интеллекта верующих, диктует необходимость следования ученым определенного мазхаба, иджтихад которых в определенных вопросах является воплощением следования требованиям Корана и Сунны. Но это не дано понять саляфитам, которые, якобы, «категоричны» в следовании Корану и Сунне. Согласно их логике все, чего не было во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является бидгатом (нововведением, искажающим религию). Но ведь в эпоху Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не было сборников хадисов, в том числе и сборника имама Бухари (рохматуллахи аляйхи) «Сахих Аль-Бухари», на который так любят ссылаться саляфиты. Во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не было тафсиров имама Ибн Касира и имама Сагди, на которые также любят ссылаться саляфиты. Во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не было таких наук, как «Тафсир» и «Хадис», как таковых?! Уж если быть таким категоричным, то саляфитам следует отрицательно относиться не только к четырем мазхабам ахлюс-сунны уаль-джамаа, но и к наукам «Тафсир» и «Хадис», в том числе и к сборнику «Сахих Аль-Бухари», которых не было во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)!
Абдуссамат Махат