Вопрос: Каким должен быть садака?
Ответ: В качестве садака человек дает самое дорогое, качественное и ценное, что у него имеется. Не следует давать вещь с истекшим сроком годности или низкого качества. Давать одежду или любимую вещь – благое дело. Свидетельство тому следующий аят:
«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (Али Имран, 92).
Это значит, что для достижения «благочестия», о котором идет речь в Коране, нужно в меру своих возможностей самое лучшее давать в качестве садака.
К примеру, Абу Талха был одним из щедрых людей, кто на садака давал свой самый лучший скот. Он особенно любил свой финиковый сад Байруха, расположенный в сторону киблы мечети Пророка (с.г.с.). Это был самый большой сад в городе Медина. Сам Пророк (с.г.с) частенько бывал здесь, отдыхал и пил воду.
Когда был ниспослан 92-й аят суры Али Имран «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали», Абу Талха подошел к Пророку (с.г.с.) и воскликнул:
– О, Пророк Аллаха! Великий Аллах указал: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали». Мое самое любимое имущество – Байруха. Его я и хочу пожертвовать на пути Аллаха. Хотел бы, чтобы воздаяние за это помогло мне в судный день. О, Посланник Аллаха, отдаю его тебе. Используй по своему усмотрению.
Пророк (с.г.с.), оставшись довольным, посоветовал: «Правильно! Этот сад приносит много пользы. Следует использовать его для своих родных и близких». После чего Абу Талха разделил его среди детей своих родственников (Бухари).
Добрый и щедрый Абу Талха не дал в качестве садака то, что ему не нужно было. Напротив, пожертвовал свой любимый сад. Тем самым он способствовал укреплению родственных отношений и стал примером для последующих поколений мусульман.
Жалгас САДУАХАСУЛЫ
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ