Одной из особенностей «ахлюс-сунны уаль-джамаа» является единство верующих.
Единство верующих – это сплоченность, поддержка верующего верующим, единство в помыслах и стремлениях. Именно на это указывал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), говоря, что: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой». (Бухари, Муслим)
На протяжении веков большая часть мусульман придерживалась единства уммы. Ученые четырех мазхабов «ахлюс-сунны уаль-джамаа» призывали к единению верующих. В основе всех достижений мусульманской уммы лежит именно единение, а не разобщение на различные течения. Благодаря единству мусульман Всевышний Аллах ниспосылал умме Свой баракат (благословение).
Единство мусульман ни что иное, как дань уважения нашему пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), сутью пророческой миссии являлось единение уммы. Поэтому каждый, кто прилагает свои усилия к объединению верующих, является верующим, который оказывает уважение нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
Уже после эпохи Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) среди мусульман стали появляться отщепенцы от общей массы мусульман. Так, среди них были те, кто отказывался платить закят. Появление лжепророка Мусайляма Каззаб. Смерть третьего праведного халифа Османа ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) от рук мятежников. Появление мутазилитов, хариджитов, саляфитов и т.п. Все это ни что иное, как признаки разделения верующих на различные течения и группы. А между тем Всевышний Аллах, предупреждая от разобщения; сказал: «Держитесь за религию Аллаха, и не разделяйтесь после того, как вы стали мусульманами». («Али Имран», 103 аят)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не порывайте друг с другом, не отворачивайтесь друг от друга, не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Не дозволяется мусульманину быть в ссоре со своим братом более трёх дней». (Бухари, Муслим)
Что же касается разобщения мусульман, то наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если увидите разногласия, то придерживайтесь большинства». (Ибн Маджа)
«Поистине, моя умма не объединится на заблуждении. Если увидите разногласия, то придерживайтесь большинства». (Ибн Маджа)
Что означает «разногласие» и «большинство»?
Самым пагубным разногласием мусульман может быть разногласие в вопросах акиды. То есть вероубеждения. Именно это разногласие лежит в основе появления различных течений, некоторые из которых были перечислены выше.
Большинство – большинство, большая часть мусульман. Не составляет большого труда, чтобы понять, что большинством уммы являются мусульмане, которые в вопросах акиды придерживаются мазхабов имам Матуриди и имам Ашари, а в вопросах фикха мазхабов четырех имамов: имама Абу Ханифы, имама Шафии, имама Ахмада и имама Малика. Что же касается различных течений, в данном случае саляфизма, то это не что иное, как разобщение мусульман.
И здесь будет уместно спросить: что дал саляфизм умме мусульман? Наверное не будет чем то новым, если скажем, что с момента возниковения (7-8 век по хиджре (13-14 в.в. по миляди), саляфиты все свои усилия направляли на:
- Разрушение мусульманского халифата.
- Разобщение мусульман как в вопросах акиды, так и в вопросах фихка.
- На борьбу против приверженцев «ахлюс-сунны уаль-джамаа».
- На игнорирование единогласия большинства ученых мусульманской уммы в различных вопросах.
- Объявление джихада против мусульман.
Выше было мы упомянули о «большинстве». Так вот! В Исламе «большинство» определяется как «ас-сауад аль-азам». (Ас-сауад Аль-азам – дословный перевод слова «большинство») Также выше мы сказали, что большая часть мусульман, на протяжении веков, придерживались четырех мазхабов. И никто, в том числе и сами саляфиты, не могут утверждать, что их большинство. Логично будет задаться вопросом: можно ли отнести саляфитов к «ас-сауад аль-азам»? То есть, к большинству, к «ахлюс-сунна уаль-джамаа»?
Есть много красивых слов и лозунгов. К примеру: «мы придерживаемся Корана и сунны. Мы являемся «ахлюс-сунна уаль-джамаа». Какие красивые слова! Но, как известно, слова не всегда являются отражением сущности. Это подобно тому, что кто-то, будучи вором, грабителем или же убийцей, утверждает о том, что он хороший человек?! Поэтому следует уяснить, что слова «мы придерживаемся Корана и сунны. Мы являемся «ахлюс-сунна уаль-джамаа» означает быть в числе «ас-сауад аль-азам», то есть большинства. Приписывание себя к «ахлюс-сунна уаль-джамаа» означает единие мусульман, а не разобщение, в чем сегодня усердствуют саляфиты.
Абдуссамад Махат