Мало кто из казахстанцев или жителей Центральной Азии знает о том, что празднование Наурыза находилось под запретом с 1926 по 1988 годы. А запрет удалось снять благодаря одному человеку – Узбекали Джанибекову.
Именно Узбекали Джанибеков, занимавший в 80-е годы посты министра культуры, секретаря ЦК КП Казахстана, сделал очень многое для возвращения этого теплого праздника. По существу он первый человек в Казахстане, кто решился сказать членам московского ЦК, что Наурыз – праздник совсем не религиозный, а просто народный. Потом Узбекали Джанибековичу звонили коллеги из других союзных республики, в частности, из Киргизии, с единственным вопросом: «КАК вам это удалось?!»
Со следующего года Наурыз стали отмечать на государственном уровне в Узбекистане, Кыргызстане, Азербайджане, Таджикистане, Туркменистане.
Возрождать традиции он начал с самого начала своей партийной работы. К примеру, в 70-е годы в Аркалыке, будучи секретарем Тургайского обкома Компартии Казахстана, он создал музей степного комиссара Амангельды Иманова и театр. На счету Джанибекова также ансамбли национальных инструментов «Шертер» и «Адырна», ансамбль национальных танцев «Алтынай». Кстати, специально для создания «Алтынай» Узбекали Джанибекович пригласил известного в те времена московского специалиста Ольгу Галушкевич. Вместе с ней он копался в архивах, объездил казахские аулы, в которых они расспрашивали аксакалов и апашек о забытых национальных танцах. Ни слова не знавшие по-русски казахские старушки и ни бельмес по-казахски Галушкевич каким-то образом понимали друг друга. Язык танца – он ведь везде общий. Так были восстановлены казахские мужские танцы, о существовании которых не подозревали и отечественные историки. Первый такой танец, «Буын би», во время которого молодые ребята, раздетые по пояс, показывают свою силу – бицепсы, позже был поставлен во время премьеры оперы «Кыз-Жибек» в ГАТОБе.
Знавший тысячи разновидностей казахских узоров Узбекали Джанибеков сам принимал участие в разработке настоящих, а не стилизованных, какие шили в советское время, казахских костюмов для танцоров.
Не будь Джанибекова, возможно, не было бы и наших прославившихся на весь мир музыкантов Айман Мусаходжаевой, Гаухар Мурзабековой, Аиды Аюповой. Потому, что именно с его подачи в середине 80-х в республике впервые была создана коллекция струнных смычковых инструментов, подобные были только в Москве и Киеве. Тогда при поддержке руководства республики в течение полугода были закуплены дорогостоящие уникальные смычки, скрипки работы XIX века из Италии, Австрии, в том числе работы Страдивари, а также знаменитая виолончель Санта Серафима, вспоминает принимавший непосредственное участие в создании коллекции ныне директор госфиларомонии им. Жамбыла Куаныш УРАЗГАЛИЕВ. Благодаря этой коллекции наши музыканты смогли завоевать призовые места на престижных международных конкурсах.